Суд над Иисусом Христом

Литература по теме

Суд над Иисусом Христом – судебный процесс в отношении Господа Иисуса Христа, инициированный иудеями, не уверовавшими в Него как в Сына Божия и обетованного Мессию, завершившийся осуждением Его на смерть. Является одним из самых известных несправедливых судов в истории.

Судебный процесс состоял из трех этапов: суд Синедриона, суд Ирода Антипы, суд Понтия Пилата.

Суд над Иисусом Христом начался ночью, с четверга на пятницу, свершился в пятницу 14 нисана (по еврейскому календарю). События этого дня описаны у всех евангелистов (Мф.26:57-75, 27:1-26; Мк.14:53-72, 15:1-15; Лк.22:54-71, 23:1-25; Ин.18:12-40, 19:1-16).

Предпосылки суда над Христом

В числе главных причин, побуждавших не уверовавших во Христа иудеев предать Его смерти, было крайнее недовольство Его деятельностью, по сути направленной на спасение человека. Эту деятельность они понимали неправильно. Многих из них раздражали те действия Христа, которые, по их разумению, противоречили закону. В числе таких действий были совершаемые Им исцеления больных в субботы: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин.5:16). В числе недовольных Христом были и те, кто завидовал Ему (Мф.27:18).

Особое влияние на испытывавших неприязненное отношение к Иисусу Христу иудеев оказало совершенное Им чудо воскрешения Лазаря. Евангелист Иоанн свидетельствует, что после воскрешения Лазаря, круг уверовавших во Христа иудеев значительно увеличился (Ин.11:45). «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет» (Ин.11:47). Участники совета опасались, что популярность Иисуса в народе возрастет еще выше – «все уверуют в Него» (Ин.11:48).

По мнению ряда исследователей, среди участников совета возобладало мнение, что возросшая популярность Христа может послужить поводом для народа к поднятию им мессианского восстания, которое вызовет жесткие ответные меры со стороны Рима. На это, будто бы, указывают прозвучавшие на совете слова первосвященников и фарисеев: «Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин.11:47-48). На это же, будто бы, указывают и слова первосвященника Каиафы: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:49-50). Это, мол, убедило участников совета и «с этого дня положили убить Его» (Ин.11:53).

Впрочем, не также, а иначе интерпретировал слова участников совета блж. Феофилакт Болгарский. Вот его утверждение: «Смотри, какая наглость у фарисеев! Стараясь возмутить народ, они пускают молву, что всем иудеям грозит опасность и погибель от римлян по подозрению в похищении верховной власти. «Если, – говорят, – оставим Его, за ним последует много народа, привлекаемого явлением чудес, и, наконец, римляне заподозрят всех нас в похищении верховной власти, возьмут наши города и разрушат». Так говорили они с лукавством. Чтобы не показалось, что они строят ковы Христу по зависти, они выставляют на вид общую опасность, возбуждая народ против Христа как будущего виновника погибели их».

Но как бы ни трактовать эти слова, очевидно, что смертный приговор был вынесен Иисусу до суда над Ним.

После предательства Иисуса одним из ближайших учеников, Иудой Искариотом. Он был арестован и отведен к влиятельному члену синедриона – Анне, тестю Каиафы, «который был на тот год первосвященником» (Ин.18:13). После допроса Христа «Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе» (Ин.18:24); «взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины» (Мф.26:57). Здесь «следствие-судилище» было продолжено. С наступлением утра «все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» (Мф.27:1-2).

Суд Синедриона

Синедрион был высшим правительственным и судебным органом у иудеев. Он состоял из 72 человек, а возглавлялся, как правило, первосвященником. Наряду с Синедрионом (иногда называемым иерусалимским или Великим Синедрионом) существовали также и провинциальные малые синедрионы. Поскольку иудеи во времена земной жизни Христа находились под властью Рима, решения их властей имели свои ограничения. Относительно полномочий Синедриона по уголовным делам в данный период нет точных свидетельств, поэтому мнения историков расходятся. Одни считают, что у Синедриона было право рассматривать уголовные дела и выносить смертные приговоры с их последующим утверждением римской властью, другие – не признают за ним такого права. Значительную часть членов Синедриона составляли сад­ду­кеи и фа­ри­сеи.

Иисус был приведен ночью к первосвященнику Анне, который к тому времени находился на покое. Этот первосвященник допрашивал Иисуса Христа об учении Его и учениках Его, чтобы найти какую-нибудь вину в Нем. Здесь Спаситель получает удар по лицу от слуги первосвященника за кроткий ответ, который тому не понравился. После допроса Анна отослал связанного Иисуса к своему зятю, действующему первосвященнику Каиафе.

У первосвященника Каиафы в эту ночь собрались многие члены Синедриона. Пришли также старейшины и книжники иудейские. Все они уже заранее сговорились осудить Иисуса Христа на смерть. Но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину достойную смерти. А так как никакой вины нельзя было найти в Нем, то они выискивали ложных свидетелей, которые сказали бы неправду против Него. Таких лжесвидетелей приходило много, но их свидетельства не были убедительны или достаточны для вынесения смертного приговора. Иисус молчал. Первосвященник решил задать последний вопрос:  «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус ответил утвердительно: «Я; и вы у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк.14:62). Первосвященник счел этот ответ богохульством, в знак чего притворно разодрал свои одежды по обычаю. Своими словами и поведением первосвященник побудил других членов воскликнуть: «Повинен смерти!» Так кончился первый допрос. Судьи и советники разошлись, чтобы немного поспать и потом снова собраться при первом рассвете. Вынесенный приговор дал повод к издевательствам со стороны некоторых иудеев. Они начали бить Иисуса по лицу, плевать в Него и оскорблять словами.

Иисус на суде у Пилата

Первосвященники и начальники иудейские, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли привести в исполнение свой приговор без утверждения римского прокуратора в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат. По случаю праздника Пасхи, Пилат находился в Иерусалиме и жил недалеко от храма, в претории. Перед преториею была устроена открытая площадка (каменный помост), которая называлась лифостротон, а по-еврейски гаввафа. Рано утром связанный Иисус был приведен на суд к Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор. Но сами обвинители не вошли в преторию, чтобы не оскверниться перед Пасхою входом в дом язычника. Пилат вышел к ним и расспросил о причинах обвинения, после чего предложил им самим судить Иисуса в соответствии с иудейскими законами. Когда они заговорили о казни и о том, что им «не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31), Пилат лично задал Иисусу несколько вопросов и убедился в Его невиновности. После этого он вышел к иудеям и объявил: «Я не нахожу никакой вины в этом Человеке» (Лк.23:4). Первосвященники и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи. Узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому правителю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда.

Иисус на суде у Ирода Антипы

Ирод Антипа, приказавший отсечь голову Иоанну Крестителю, много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть Его. Когда к нему привели Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему. Первосвященники и книжники стояли и усиленно обвиняли Его. Тогда Ирод, вместе со своими воинами, уничижив Спасителя и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду (по некоторым оценкам, в знак невиновности Христа в инкриминированных ему преступлениях), и отослал обратно к Пилату. С того дня Пилат и Ирод сделались друзьями, а прежде были во вражде друг с другом.

Иисус повторно на суде у Пилата

Когда Иисуса снова привели к Пилату, то к претории уже собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, снова объявил Его невиновным, добавив, что отпустит Его после некоторого наказания. У иудеев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного (узника – прим. ред.) отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» (Ин.18:39). Пилат предполагал, что народ будет просить отпустить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе. Примечательно, что от осуждения Спасителя на смерть предостерегала Пилата и его жена. Когда Пилат сидел на судейском месте, она прислала к нему сказать: «Не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Между тем первосвященники и старейшины научили народ просить освобождения Вараввы. Варавва же был разбойник, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. Тогда народ, наученный старейшинами, стал кричать: «Отпусти нам Варавву!» Пилат безуспешно пытался успокоить толпу, народ продолжал требовать смерти Иисуса. Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание ко Христу, велел воинам бить Его. Воины отвели Иисуса Христа во двор и, раздев Его, жестоко били. Потом надели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов, застегивающуюся на правом плече) и, сплетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, вместо царского скипетра. И стали насмехаться над Ним. Они становились на колена, кланялись Ему и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!» Плевали на Него и, взявши трость, били по голове, и били по лицу Его. После этого Пилат повелел вывести Иисуса и представить перед народом, надеясь, что люди успокоятся на этом. Но они продолжили требовать распятия. После диалога с Иисусом и угроз толпы в адрес Пилата («Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин.19:12)), прокуратор сдался, испугавшись за свое положение. В знак своей непричастности к смерти Праведника, Пилат всенародно умыл руки и отдал Иисуса на распятие.

На основании какого обвинения был осужден Иисус Христос?

Синедрион сформулировал свой вердикт таким образом, чтобы инкриминируемые Иисусу Христу деяния одновременно содержали признаки нарушений и Моисеева, и римского законов. Профессор А.П. Лопухин, проведя особое исследование, приходит к такому выводу: «Иисус Христос был осужден на основании двойного обвинения в государственной измене. Он умер за то, что пред религиозным собором провозгласил себя Сыном Божьим и Мессиею Израиля, а пред мировым – светским судилищем – провозгласил себя Христом-Царем».

Юридический взгляд на судебный процесс над Иисусом Христом

В истории несколько раз предпринимались попытки проанализировать суд над Христом, исходя из евангельских описаний. На основании проведенных исследований можно выделить следующие злоупотребления и нарушения.

  • Судьи вынесли приговор до начала судебного процесса (Ин.11:53). Более того, на момент вынесения приговора не был даже определен состав преступления.
  • Враги Христа ранее неоднократно провоцировали Его, пытаясь вынудить Его дать ответ, который окажется возможным использовать в качестве основы для какого-либо подходящего к случаю обвинения.
  • Судьи не могли возбуждать следствие без предварительного доноса со стороны достойных внимания свидетелей и конкретного обвинения.
  • В иудейском законодательстве арест был предусмотрен только, когда нарушитель закона реально мог скрыться или мог совершить новое преступление. На незаконность происходящего задержания указывает пришедшим сам Иисус: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф.26:55).
  • Заседания судов по важным уголовным делам, грозящим смертными приговорами, в ночное время были запрещены иудейским законодательством.
  • Иисусу Христу не было предоставлено законное право вызвать свидетелей для защиты.
  • Анна, будучи первосвященником «на покое», не имел юридических полномочий для проведения следствия или суда.
  • В суде над Иисусом изначально не было зачитано обвинение, не выступали свидетели, и, по всей видимости, отсутствовали какие-либо судьи, кроме самого Анны.
  • Анна искал обвинения в свидетельстве Самого Иисуса, на что Он справедливо предложил спросить свидетелей Его проповеди, но в ответ получил удар по лицу от слуги первосвященника.
  • Никто не имел права бить подсудимого, на что впоследствии указывал апостол Павел (Деян.23:2-3).
  • Все члены Синедриона выступили в роли обвинителей, демонстрируя предвзятость суда. Евангелист Матфей сообщает о намеренном поиске лжесвидетелей судьями (Мф.26:59). Свидетели защиты приглашены не были.
  • Никто из свидетелей не смог представить убедительных обвинений, что по нормам иудейского права должно было привести к прекращению дела и освобождению обвиняемого. Этот принцип не был соблюден.
  • Каиафа принудил Иисуса клятвой ответить на вопрос, который и послужил основанием для вынесения приговора. Так было делать нельзя. Подсудимый имел право по своему выбору отвечать или не отвечать на вопросы. Средневековый иудейский авторитет Моисей Маймонид писал: «Наш закон никого не осуждает на смерть на основании его собственного признания».
  • Судьи не стали исследовать правомерность признания Иисуса, что Он Мессия и Сын Божий. Они сразу же обвинили Его в богохульстве и признали Его повинным смерти. Притом, что одно заявление прав на достоинство Мессии еще не было преступлением.
  • Приговор был постановлен, как видно из Евангелия, единогласно. Некоторые исследователи иудейского права считают, что это само по себе должно было привести к его отмене, поскольку явно свидетельствовало о заведомой предвзятости судей.
  • Любой смертный приговор должен был быть утвержден еще раз не ранее, чем на следующий день после вынесения, чего сделано не было, судьи в спешке фактически ограничились лишь оглашением приговора утром этого же дня.
  • Суд Синедриона был нелегитимен в связи с многочисленными нарушениями, названными выше.
  • Участь Иисуса решали не только члены Синедриона, хотя закон только им давал такое право (Мк.15:1).
  • Пилат вынес Иисусу смертный приговор под давлением толпы, поскольку были затронуты его личные интересы. До этого он несколько раз публично заявил о невиновности подсудимого.

Цитаты о суде над Иисусом Христом

«Суд их имел только наружный вид суда, на самом же деле был не что иное, как нападение разбойников, которые бросаются на проходящих из своего вертепа».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
1915 Moja-sljepota-nje-oprjedjeljajet-moju-zhizn Храм_Преображения_Господня_(Струнино) Talion-on-pc 7