2 Ответа
Вопрос некорректный, так как сравниваются совершенно разные вещи, пусть даже обозначаемые одним термином "суд". В Евангелии от Иоанна речь идет не о частном суде и не о последнем суде, а об особом разделении, которое незримо и фактически совершалось во время проповеди Христа. Там же далее по контексту ясно, что те, кто Христа не приняли - подлежат осуждению, так как не признали в нём Мессию, Богочеловека. Те, же кто приняли - правы и потому свободны от этого суда.
В евангельском тексте далее содержится утверждение: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3:19). Христос - свет, потому те кто Его принял, находятся "автоматически" во свете, те же, кто не принял - во тьме.
Приведенный вопрос лишний раз иллюстрирует прописную истину: цитату не следует вырывать из контекста и рассматривать изолированно.
(Ответ исправлен)
Здравствуйте.
Приведу толкование проф. А. Лопухина на предыдущий, этот и последующий стихи:
Ин.3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Христос дважды упомянул, что Он пришел даровать людям жизнь вечную или, что то же, спасение. Такое заявление могло показаться Никодиму несколько несогласным с недавним выступлением Христа в храме, где Он явился обличителем и судьей над осквернителями храма. Притом тогдашнее иудейство вообще ожидало увидеть в Мессии Судью, и притом Судью, главным образом, над миром языческим, который доселе угнетал избранную иудейскую нацию. Поэтому Христос и говорит, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не производство суда над миром (этим, конечно, не исключается тот будущий суд, который Христос со временем будет совершать над всей вселенной; см. Ин. 5:27–29).
Ин.3:18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
Впрочем, суд над миром, и ближе всего над евреями, уже идет. Этот суд, можно сказать, совершается сам собою: одни принимают Мессию и не подвергаются, не могут подвергнуться суду в смысле осуждения. Другие уже ясно обнаружили свое неверие во Христа, и потому их участь уже решена: они осуждены теперь за то, что не поверили во имя Сына Божия, т.е. не признали в Нем Того, Кто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца (Ин. 1:15–18). Последний же, Страшный суд, собственно, не привнесет чего-либо нового в определении участи таких людей: он только засвидетельствует перед всеми их виновность.
Ин.3:19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
Христос разъясняет здесь, какой "суд" Он имел в виду в предшествующем стихе. Сущность этого суда заключается в том, что "свет", т.е. свет Христовой истины, заблистал в мире, находящемся во тьме грехов и всяких предрассудков. "Люди же", т.е. те неверующие, о которых шла речь в предыдущем стихе (кроме таких, были и веровавшие во Христа люди), отстранились от этого света, им приятно было оставаться в прежней тьме. Почему? Потому что "дела их", т.е. все их поведение, нравственный их характер, не дозволяли им пойти навстречу свету (πονηρὰ τὰ ἔργα – дела нравственно злые, коварные).