Относится ли заповедь апостола Павла о повиновении родителям (Еф.6:1), к совершеннолетним самостоятельным детям? Свт. Феофан Затворник пишет:
Впрочем, и по пристройке детей не надо забывать их, но надзирать, направлять, руководить, вразумлять. И право, и долг родителей не отстают от них по смерть. Ныне иначе на это смотрят. Но не все то законно, что ныне вводится.
2 Ответа
Феофан Затворник тут пишет не о послушании детей, а о назидании от родителей, которое не должно прекращаться даже после брака ребенка. Апостол пишет о повиновении детей родителям в Господе, и речь идет, очевидно, о вопросах духовных, а не бытовых. То есть и назидание и послушание - духовные. Но для того необходимо совершенно определенное условие - твердое православие и духовность родителей и их детей. Тогда послушание и назидание будут естественными и правильными. К тому же мудрый родитель не станет лезть в семью ребенка без надобности. Увы, часто и родители, и дети, не обладают должными знаниями и духовностью, чтобы назидать и слушать, и даже имеют кардинально противоположные взгляды на вопросы веры. Вряд ли верующему воцерковленному ребенку стоит слушать родителя, который настаивает на том, что Церковь - не главное, а главное - Бог в душе.
Учиться и жениться — это не вопросы духовной жизни.
А из чего следует что апостол говорит о послушании только в духовном?
Дети, повинуйтесь свои родителям в Господе.
Вопрос о необходимости послушания родителям со стороны взрослых детей рассматривался в этой статье.
Я знаю примеры, когда в верующих семьях родители настаивали на том, куда взрослому ребёнку идти учиться, на ком жениться и т.д. Речь идёт о необходимости послушания в таких ситуациях.