3 Ответа
Плод, как это видно из самого слова, является следствием предшествующей христианской жизни. Будучи плодом Духа, вместе с тем он имеет и дарственный характер, потому что всегда превышает человеческие заслуги.
Вместе с тем, иногда эти дары подаются не за уже сделанное, а в предведении будущих подвигов верного. Или даже подаются недостойному по особому домостроительству Божию. Всякому из нас поданы некие дары в таинстве миропомазания.
Чтобы Вам было яснее, приведу три библейских примера на эти три случая.
1. Дар подается заранее. Так, Иаков был избран Богом уже в утробе матери, когда он не сделал еще ни доброго, ни худого,- ради его будущей праведности, о которой заранее знал Бог.
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. (Рим.9:10-13)
2. Дар подается после трудов. Ап. Павел после многих трудов был восхищен Богом до третьего неба. Ап. Петр, будучи испытанным в вере и даже после темницы за Христа воскресил умершую Тавифу.
3. Дар подается, но недостойному. Симон волхв был крещен, затем на него возложили руки апостолы (сейчас эту функцию выполняет таинство миропомазания), через что он получил дары Духа. Вместо того, чтобы быть послушным Богу и пользовать полученные дары на благо Церкви и для своего спасения,- Симон пытался подкупить апостолов, затем стал их противником и в конце концов погиб злой смертью. Ясно, что если бы Симон единственный из христиан не имел дара Святого Духа, то мог бы оправдывать свое развращение тем, что Бог оскорбил его, хотя сам Симон не заслуживал того.
Понятие «дар Святого Духа» и «плод Святого Духа» могут использоваться и нередко используются как синонимичные. Скажем, и под даром Святого Духа, и под плодом Святого Духа может подразумеваться результат действия Святого Духа (действия Божия), направленного на человека.
Однако в ряде случаев эти понятия используются как различающиеся по значению. Так, нередко под плодом Духа подразумевают результат богоугодного использования, раскрытия человеком дара Святого Духа, осуществляемого, опять же, при содействии Святого Духа (содействии Божьем). Таким образом, под плодом Духа может пониматься и результат длительного воздействия благодати Святого Духа на человека, способствующего, например, развитию в нем какой-либо добродетели, или шире: способствующего его восхождению по лествице духовных совершенств, его обожению.