2 Ответа
Основным критерием для суждения об этом должно служить наличие или отсутствие апостольского преемства рукоположений. Если его нет или оно сомнительно, то Таинств в таком сообществе точно нет. Православная Церковь официально признает апостольское преемство и рукоположения, совершенные в Римо-Католической церкви, признает Крещение и Конфирмацию (Миропомазание). Относительно Евхаристии прямых определений нет, но я не вижу серьезных оснований признавать одни Таинства и не признавать другие. Тем более, что некоторые святые, очевидно, признавали Евхаристию в Римской церкви.
В то же время, это важно отметить, если Евхаристия в некоторых неправославных сообществах действительно совершается, это не позволяет православным христианам принимать в ней участие. Как отмечается в документе об отношении к инославию,
единство Церкви есть прежде всего единство и общение в Таинствах. Но подлинное общение в Таинствах не имеет ничего общего с практикой так называемого «интеркоммуниона». Единство может осуществиться только в тождестве благодатного опыта и жизни, в вере Церкви, в полноте таинственной жизни в Духе Святом.
Следует различать действительность и действенность таинств. Согласно свт. Феофану Затворнику (который опирается здесь на блж. Августина) таинства еретиков действительны, но не действенны. Т.е. они совершаются, но не приносят пользы принимающим их, т.к. те находятся в грехе ереси и хулы на истинную Церковь.
Что касается украинских раскольников, то о них было специальное решение Украинской Церкви о том, что их крещение не признается. Крестившийся ранее у филаретовцев и желающий присоединиться к Московскому Патриархату должен быть крещен вновь.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/39023-pochemu-nuzhno-perekreshchivat-ukrainskikh-raskolnikov2 — весьма подробная статья со всеми необходимыми комментариями.
«Понятное дело, что данное Таинство не может совершаться в самопровозглашенном «Киевском патриархате», как и в любой самопровозглашенной псевдоцерковной структуре, не имеющей ничего общего с Церковью Христовой».
Если взять эту логику за основу, то нужно отвергнуть Крещение всех старообрядцев и лютеран. Русская Церковь (как и Константинопольская), строго запрещает заново крестить людей из этих псевдоцерквей. Впрочем, здесь не место для дискуссии. Хотя официальных решений Украинской Церкви Вы так и не привели.
Церковная практика — вещь изменчивая. Например, в XIX веке в Молдавии вновь крестили не только бывших старообрядцев и католиков, но и православных-обливанцев (см. ряд свидетельств об этом у ин. Парфения Агеева в его «Сказании»). С XVIII в. в Константинопольской Церкви положено перекрещивать католиков. В Русской Церкви только за XVI-XVIII вв. практика менялась трижды, если память мне не изменяет. Таким образом, догматические и канонические основания для этого имеются. Главное — авторитетное церковное решение об этом. Но спорить об этом неуместно, Вы правы.
Конкретное решение УПЦ об этом я не знаю, только общую практику. Если Вы вдруг найдете, напишите здесь, буду благодарен.
Отче, Вы не могли бы привести ссылку на решение о перекрещивании раскольников? Это противоречит тому, что, например, старообрядческое Крещение признается Церковью, хотя они тоже раскольники без иерархии.