Ной после выхода из ковчега

Ной после выхода из ковчега

Сюжет

Сюжет картины взят из Ветхого Завета, где повествуется о спасении Ноя, его семейства после Потопа. На полотне показано расселение людей и животных после схода воды и появления суши: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». (Быт. 8:18-22).

Описание

Ной является очень значимой фигурой в библейском повествовании. Именно Ной помог человечеству возродиться заново, очистившись от скверны греха. Неудивительно, что Якопо Бассано посвятил жизнеописанию Ноя целых четыре картины. Разумеется, самым сложным по своей композиции является полотно, демонстрирующее расселение выживших людей и животных после того, как ковчег пристал к суше.

На картине художник показывает выживших людей и животных, которым удалось спастись в ковчеге во время великого потопа, – выжившие на спасительном судне начинают обустраиваться на суше: из досок ковчега они создают жилища, женщины занимаются привычными бытовыми делами, животные неспешно пасутся на новой земле.
На дальнем плане мы видим ещё неспокойное грозовое небо, напоминающее зрителю о гневе Господа на падший род человеческий, но вдали эту хмурую синь прорезают тёплые лучи света, которые окружают силуэт Господа. Это он смотрит и благословляет спасшихся и Ноя, который в точности исполнил его веление. Бог даёт живым существам, а главное людям ещё один шанс с надеждой, что праведный Ной и его потомки станут исполнять волю Спасителя на очистившейся от греха земле. На горизонте видна светлая полоса чистого неба, а рядом с завалившимся на один борт ковчегом, радуга – символ Завета: все это свидетельствует о благости Бога, попечительствующему о своем творении.

Стиль мастера в этой работе более чем примечателен. Люди здесь – типажи сельского или городского народа, животные будто взяты из повседневной жизни. Однако не это поражает больше всего, а то, с каким умением автор собирает всех в одну гармоничную слаженную композицию.

Бассано принадлежал к венецианской школе живописи: на картине мы видим особый интерес к цвету, линии, эффекту «кручения» в изображении фигур. Художник здесь делает шаг от стилистики Возрождения к маньеризму. Черты маньеризма проявляются в изломанности линий, некоторой деформированности фигур, своеобразии композиции и перспективы. Бассано работал в жанре религиозной живописи, насыщая полотна конкретными деталями итальянского быта XVI века. В его произведениях много пейзажа, животных. Его образы живы и материальны, как и все, что было создано в эпоху итальянского Возрождения, но одновременно ему присущи определенные композиционные особенности, которые делают его стиль узнаваемым. Фигуры его часто наклонены к центру и как бы стелятся по земле.

История

Картина является одним из четырех полотен посвященных истории Ноя. Как свидетельствуют исследования искусствоведов, в мастерской художника «неоднократно повторялась серия из четырех частей, посвященная всемирному потопу: «Постройка ковчега», «Вход животных в Ноев ковчег», «Потоп», «Жертвоприношение Ноя». Все картины серии созданы мастером в зрелые годы, в 1575-1580 и находятся в дворцовой галерее Замка Кромержиж (Чехия). Полотна на тот же сюжет находились и в его мастерской. Так что этот сюжет является одним из самых повторяемых в его творчестве.

Рекомендуемая литература

Комментировать

Speechnotes---speech-to-text-notepad-on-pc Celebnye-sily-efirnyx-masel-osnovy-sovremennoj-aromaterapii 4_2 Kak-poborot-strax-pered-adom.14426 3_17