4 Ответа
Вопрос это непростой. С одной стороны, если мученики твердо исповедовали именно католицизм со всеми его еретическими особенностями, то и сами они были еретиками. О таких сказано:
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. (2Тим.2:5)
В древности святые отцы различали мучеников и лжемучеников. В "Апостольских постановлениях" сказано:
8. А касательно мучеников говорим вам, чтобы они были у вас во всякой чести, как и нами чествуется блаженный Иаков епископ и святый сослужитель наш Стефан. Ибо они и Богом ублажены и верными мужами почтены, чисты от всякого проступка, непреклонны ко греху, неизменны в добре, несомненно достойны похвал. О них и Давид сказал: «честна пред ЯХВЕ смерть верных Его», и Соломон: «память праведного с похвалою». О них и пророк сказал: «мужи праведные восхищаются».
9. Но это сказано о тех, которые поистине за Христа подъяли мученичество, а не о лжемучениках, о которых слово Божие говорит: «имя же нечестивых угасает». Ибо «свидетель верный не лжет, ложь же разжигает свидетель неправедный». Ибо кто во время мученичества неложно умер за истину, тот истинный мученик, достойный веры в том, что, подвизаясь за слово благочестия, утвердил собственною кровию.
Подобно и каноническое правило предписывает (Лаод. 34):
О том, что не должно никакому христианину оставлять мучеников Христовых и прибегать к лжемученикам, т. е. к мученикам, которых почитают еретики или которые были объявлены еретиками, потому что они чужды Богу. А обращающимся к ним да будет анафема.
Если же эти люди едва лишь уверовали во Христа через проповедь католиков и сразу были убиты, то надо считать их участь тайной Промысла Божия.
придут ли они в Царствие Небесное или их мучения не влияют на посмертную участь (всё равно — ад)?
Мы этого не знаем. Достаточно вспомнить, что целый ряд древних святых Запада (св. Августин, св. папа Лев Великий и другие святые папы римские) исповедовали в своей жизни те же самые богословские положения, что и современные римо-католики. Но мы не сомневаемся, что они в Царстве Небесном. Поэтому давайте предоставим благому и справедливому Богу решение участи этих людей.