Азбука веры Православная библиотека Жития святых Жизнеописания отдельных подвижников Жизнеописания Отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель

Жизнеописания Отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель

Источник

СентябрьОктябрьЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгуст

Предисловие

Подвижники Глинской пустыни Монахиня Магдалина Елецкая Подвижники и подвижницы Владимирского Авраамиева женского монастыря Молчальник Тит Павел – русский невольник Схимонах Игнатий Память протоиерея Арзамасского Николаевского женского монастыря, о. Аврамия Некрасова Благочестивый старец Семен Климыч Схимонах Феодор Александро-Свирский Иларион иеромонах – духовник московского Симонова монастыря Валаамский казначей иеромонах Арсений Память подвижника Нижегородского Печерского монастыря иеромонаха Мардария Глинский подвижник монах Мартирий постник Глинский подвижник монах Ананий лекарь Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор Игумен Иннокентий Архимандрит Матфей, строитель Ульяновской обители Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Калужской и Боровский Инокиня Анастасия, в мире Великая Княгиня Александра Петровна Глинский подвижник монах Петр Протоиерей о. Матфей Александрович Константиновский Архимандрит Мельхиседек Оптинский Игумен Исаия Саровский Хотьковские старицы затворницы Марфа и Евдокия Благочестивый иерей о. Алексей Иеродиакон Мефодий Оптинский Веркольский архимандрит Феодосий Схимница Августа Праведные священник Тихон и пустынножитель игумен Марк Миголощенские Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни Инок Арсений присный ученик старца Василия Архимандрит Александр, настоятель Арзамасского Спасского монастыря Епископ Игнатий Брянчанинов Схимонах Иоанникий Схимонахиня Марфа Арзамасская (М.П. Простасьева)  

 
Предисловие

В 1855 году были переведены с греческого языка „Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» и в предисловии к изданию в русском переводе было сказано следующее:

Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в четвертом и пятом веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, которого пустыни в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих подвижников Христовых.

Поэтому нет нужды предуведомлять Христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний, чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги, или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памвы, Павла Великого, Сисоя и многих других, коих подвиги и изречения здесь кратко предлагаются.

Читателю, еще не довольно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руководство при чтении сей книги. Встретит он в сказаниях: 1) много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудобоподражаемыми, сочтет он их доступными только людям отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; 2) и такие дела, которые может почесть за маловажные; 3) может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник поступает так, а другой иначе; так же 4) когда тот или другой авва, спрошенный о чем-либо, дает ответ, по-видимому, неудовлетворительный, и иногда совсем не на предложенный вопрос.

Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение этих недоумений. На 1-е: И Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывал всех Своих последователей: могий вместить, да вместит, говорил Он о девственном состоянии. Апостол учит: кийждо в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает (1Кор.7:20). Следовательно, по Апостолу, никто не принуждается, ради последования Иисусу Христу, непременно оставлять свое звание, в котором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании можно более и более преуспевать в духовной жизни; совершенства достигаются постепенно, и только мало-помалу люди приходят в состояние совершать дела важные. Так и в духовной жизни, благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним, посредством бдения над собою и непрерывного упражнения в добродетелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам благочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая во всех и на вся (1Кор.12:6). Великие светильники пустынь Египетских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая ревность к благочестию и добродетели постепенно привлекали на них обилие благодати Божией, которая также постепенно совершенствавала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия.

На 2-е: Что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос за чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (Мк.9:41), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка вверженные в сокровищницу храма, предпочел большим вкладам от избытка (Мк.12:42–44). Надобно также иметь ввиду и то, что как образы жизни человеческой многоразличны, так и дела человеческие различны – по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная: этому соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока; ибо освящалась и возвышалась силою веры и святой любви, и пламенною ревностью к благочестию.

На 3-е: Дела святых и блаженных отцов многоразличны и иногда, по-видимому, между собою не согласны, но дух благочестивых упражнений всегда и у всех подвижников Христовых один и тот же, всегда стремились они к тому, чтобы побеждать греховные страсти, соблюдать Божественные заповеди, возрастать в духовной жизни и всецело жить для Бога и в Боге. Еще Апостол предостерегал от погрешительных помыслов при рассуждении о случаях, по-видимому, между собою не согласных и учил: ядый не ядущего да не укоряет; и не ядый ядущего да не осуждает. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне ровно. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Никто из нас не живет для себя, и никто же не умирает для себя (Рим.14:3–7). Есть дела сами по себе безразличные. Доколе человек не обязывается к ним определённым правилом, подвижнику Христову представляется судить и избирать самому, что ему надобно делать, и поступать по убеждению совести, руководствуемой любовью к Богу и ближним.

На 4-е: Блаженные отцы давали ответы не для удовлетворения любознательности, но на пользу души: потому нередко отвечали не прямо на данный вопрос, но применяясь к усмотренной нравственной нужде вопрошающего. Так, например, на вопрос: как спастись? дают ответ, указывая не на общий путь спасения, открытый в Евангелии, но на какую-нибудь одну или некоторые добродетели, преимущественно нужные вопрошающему по требованию его нравственного состояния, и тому подобное.

Христолюбивый читатель! взирая на подвиги святых и блаженных отцов, подражай их вере и добродетели. Смотри, как они любили богомыслие; с какою бдительностью охраняли себя от грехов; как внимательны были к себе, и во всех делах, даже малых, всегда заботились о спасении души своей! Учись у них – на земле жить для неба, от земных вещей собирать сокровища небесные, и во дни краткой и скорбной жизни сей всегда стремиться к жизни блаженной, нескончаемой!

Не говори: „Как могу подражать им? Они удалились из мира, жили в пустынях, в горах, в пещерах; свободны были от забот житейских; все время употребляли на молитву и душеполезные труды; всегда бдели над собою; видели и тайные сети врага. Как могу следовать за ними?» – Можешь следовать за ними и подражать высоким добродетелям их! Ибо, хотя пути жизни человеческой различны и внешний образ человеческой деятельности также многоразличен; но как путь ко спасению один для всех, показанный Иисусом Христом, так и главные христианские обязанности для всех одни, в каком бы кто состоянии ни находился. Посему благочестие и добродетели пустынных подвижников, равно тебе внушают благочестие и добродетели, соответствующие состоянию и обстоятельствам твоей жизни.

Внимая наставлениям и примерам их, будешь подражать им, в каком бы состоянии ни находился ты, по устроению Промысла, если станешь со дня на день преуспевать в любви к Богу и в ревности к соблюдению Его заповедей.

А для сего помни Бога за каждым делом, исполняй пред Богом и ради Бога все обязанности твоего звания, и в уединении, и перед людьми, в доме и в обществе, делай все, как учит делать Спаситель, Его Апостолы, святые отцы и учители Церкви.

Вспоминай и размышляй каждый день о краткости твоей жизни, о тленности благ земных и скоротечности мирских удовольствий, о смерти, о страшном суде, о вечном блаженстве праведных и нескончаемых муках грешных.

Содержа сие в памяти, молись Господу Иисусу, да будет всегда Его благодать с тобою и руководит тобой на пути спасения до последнего часа твоей жизни в сем мире! Всегда сознавая свою немощь, смиряйся пред Господом Богом и проси Его милости, с несомненным упованием на беспредельная заслуги Иисуса Христа – Спасителя нашего.

Иди так, и каким бы путем жизни ты ни шел по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его спасительной благодати, будешь идти путем спасения, по примеру святых и блаженных отцов; и, если до конца пребудешь в истинной вере, любви и уповании на Бога, придёшь, наконец, туда, где все лики святых и блаженных отцов, и, участвуя с ними в радостях небесных, с ними же вечно будешь славить Святую Единосущную и Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа“.

Да послужит сказанное в руководство и читателям нашего сборника.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Апрель. - 1996. - VI, 333, II с.

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
Postnye-blinchiki-s-tushenoj-kapustoj Perekreschivanie-detej-kogda-ehtogo-xotjat-ix-roditeli.25165 1599 Com.myphoton.vpnapp Nachalo-obychnoe