Азбука веры Православная библиотека Жития святых Жизнеописания отдельных подвижников Духовное потомство преподобного Сергия Радонежского в Вологодском крае

Духовное потомство преподобного Сергия Радонежского в Вологодском крае

Источник

(По поводу 500-летия со дня его кончины. 1392–1892 г.)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, а за нею и вся благочестивая Россия, 25 сентября минувшего 1892 года праздновала 500-летие со дня блаженной кончины своего основателя – прп. Сергия Радонежского. Под духовным руководством этого великого наставника иноческого жития воспитались целые поколения монашествующих, которые, по внутреннему влечению благодати Божией, разошлись потом в разные стороны, основали свои обители, и в свою очередь сделались также наставниками других в иноческой жизни. Многочисленное духовное потомство прп. Сергия особенно распространилось по северо-восточной Руси, повсюду насаждая благочестие и разливая свет христианского просвещения. Поэтому наш богоспасаемый край вологодский с особенным благоговением и благодарностью должен вспоминать сего великого угодника Божия и его духовных потомков, основателей многих вологодских обителей, которые в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевляли непроходимые дебри нашего родного севера и имели большое жизненное влияние на их население. Учение и заветы великого аввы распространялись в наших пределах различными путями: то непосредственно святыми друзьями и собеседниками его, то учениками, то учениками учеников его и, наконец, разными святыми подвижниками, воспринявшими иночество в обителях последних.

Не только ученики, но и современные прп. Сергию подвижники высоко ценили его духовную опытность и дорожили его мудрыми наставлениями и советами и поэтому более или менее от него как особенного избранника Божия заимствовали свое иноческое образование.

Ближайшим другом и собеседником прп. Сергия является в вологодском крае, во-первых, прп. Димитрий Прилуцкий. На месте своей родины, в Переяславле-Залесском, он основал Никольский монастырь и был в нем игуменом; давно слыша о подвигах своего соседа в радонежских лесах, он горел желанием утешиться его лицезрением и беседами. Промысл Божий представил скоро случай к свиданию. Прп. Сергий в 1354 г., во время пребывания св. митрополита Алексия в Царьграде, прибыл в Переяславль просить игумена для своей обители у епископа Афанасия, жившего здесь и управлявшего делами митрополии и, несмотря на свой отказ, был сам посвящен в сан игумена. В это-то время св. подвижники, как два родные брата, встретились и с тех пор с любовью взаимно подавали друг другу духовные советы. Прп. Димитрий любил ходить в пустыню радонежскую для духовного собеседования и всегда возвращался с одушевлением на новые подвиги. Избегая славы, прп. Димитрий удалился из Никольской обители с учеником своим Пахомием в дремучие леса пределов вологодских; на берегу реки Лежи, недалеко от впадения в нее реки Великой, устроил хижину и соорудил церковь Воскресения Христова, известную доныне под именем Великорецкой Воскресенской церкви Грязовецкого уезда с приделом прп. Димитрия, в память основателя; но окрестные жители соседней Авнеги, из боязни подчиниться новой обители, просили удалиться от них. С пустынных берегов Лежи и Великой преподобный перешел в Вологду; здесь он, по преданию, несколько времени пребывал в доме одного благочестивого кожевника, – на каковом месте впоследствии выстроена церковь, посвященная его имени; затем перешел в село Выпрягово – нынешний Прилуцкий посад, где и основал первую общежительную обитель при излучине реки в 3 в. от города († 1392 г.).

Кроме этого друга Сергиева, оставившего нам как залог благословения свои св. мощи, наш край видел и других искренних друзей св. Сергия, нашедших, однако, место земного упокоения вне пределов вологодских. Таков св. Стефан Пермский, великий подвижник, равноапостольный, но также из присных Радонежского; он стремится к северу не с тем, чтобы пустынножительствовать, но дабы просветить дальнюю Пермь светом евангельским. Его просветительная деятельность выпала на долю теперешней Вологодской епархии: Сольвычегодский, Яренский и Усть-Сысольский уезды входили в состав тогдашней обширной епархии святого Стефана. Много церквей и монастырей было построено им. При устье реки Выми св. Стефан построил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая была кафедральным собором, а затем еще две церкви, во имя св. Николая и Архангела Михаила; последнюю сделал домовой, или крестовой, церковью пермских архиереев, близ которой они и жили до самого перенесения кафедры в Вологду; церкви эти известны доселе под тем же названием: Усть-Вымская Благовещенская – как главная, с приделом основателя, св. Стефана, а Михаило-Архангельская с приделом св. Николая – как приписная. Из основанных св. Стефаном обителей известны: Спасо-Ульяновская, находящаяся в 165 в. от Усть-Сысольска, построена для просвещения окрестных жителей в верховьях Вычегды; Стефановская, во имя архидиакона Стефана, в 50 в. от этого города, на реке Сысоле, в нынешнем селе Вотча; в кладбищенской церкви этого села, во имя св. Стефана, есть чудотворная икона святителя, особенно чтимая зырянами.

К западу от Усть-Выми, там, где ныне находится Яренская градская Покровская церковь, был основан монастырь Архангельский; а далее, в 28 в. от Яренска, на левом берегу Вычегды, – Цылибинский, строителем которого считается прп. Димитрий, природный зырянин, один из самых ближайших учеников и ревностных помощников св. Стефана в распространении православной веры между идолопоклонниками. Ныне на месте Цылибинского монастыря приходская церковь, приписанная к Вожемской Троицкой церкви; а недалеко от нее, к северу, часовня с гробницей прп. Димитрия. Св. Стефан, по преданию, был не только проповедником веры, но и иконописцем; между прочим, в Спасской церкви, приписной к Иртовской, Яренского уезда, сохраняется образ Нерукотворенного Спаса, написанный св. Стефаном. Св. Стефану по своим делам неоднократно приводилось предпринимать путешествие в Москву; однажды он не заехал в Троицкий монастырь для посещения духовного брата и друга своего Сергия, думая то сделать на обратном пути; но, остановившись на дороге, в 9 в. от обители, поклонился в ту сторону, где стояла обитель Сергиева и, благословив руками, сказал: «мир тебе, духовный брат мой!» Прп. Сергий, сидевший в это время за трапезой, духовно прозрел приближение святого и отвечал ему поклоном, говоря: «…радуйся и ты, пастырь Христова стада и мир Божий да пребывает с тобою!» В память сего сохраняется в Лавре особенное обыкновение: среди трапезы, по данному колоколом знаку, вся братия встает и начальствующий произносит краткую молитву, призывая на помощь прп. Сергия. Св. Стефан скончался († 1396 г.) в Москве и погребен на царском дворе у Спаса на бору.

Третий друг и собеседник прп. Сергия, действовавший некоторое время в пределах вологодских, был прп. Стефан Махрищский чудотворец, получивший название от реки Махрища, в 30 в. от Сергиевой Лавры, где была выстроена обитель. Многолюдство приходивших в Махрищскую обитель заставило прп. Стефана около 1370 г. удалиться с учеником своим Григорием в вологодские пустынные места; там они основали новую пустынную обитель в 60 в. от г. Вологды, близ реки Сухоны, что ныне в Тотемском уезде, известную под именем Авнежского Троицкого монастыря, и соорудили две церкви: одну – во имя св. Троицы, другую – во имя великомученика Георгия; но прп. Стефан снова был вызван в Махрищскую обитель на настоятельство, где он и скончался († 1406 г.).

Оставляя Авнегу, он назначил настоятелем любимого ученика своего иеромонаха Григория, а исправление келарской должности поручил новопостриженному иноку, местному землевладельцу Кассиану. Обитель их была разорена в 1392 г. татарами и вятчанами; того же года Григорий и Кассиан были убиты. По возобновлении Авнежский монастырь состоял сперва за Махрищским, откуда посылались для управления игумены и строители, а в 1612 г. приписан был к Троицкой Лавре. Ныне монастырь упразднен и церковь св. Троицы с приделами великомученика Георгия и прп. Григория и Кассиана, Авнежских чудотворцев, обращена в приходскую.

Наконец, еще один собеседник прп. Сергия появлялся в вологодском крае; по сохранившемуся устному преданию и отчасти записанному в обители Борисоглебской, близ г. Ростова Ярославской губ., известно, что один из ее строителей, инок Феодор, современник прп. Сергия, путешествуя из Новгорода в Ростов через Вологду пытался не раз устроить обитель близ Кубенского озера, на урочище св. Лука; там он прожил некоторое время с несколькими учениками, но, изгнанный оттуда окрестными жителями, перешел на другой берег озера в пределы Белозерские и там устроил обитель св. Николая на реке Ковже († 1410 г.).

За сподвижниками и собеседниками прп. Сергия появляются в нашем крае его достойные ученики. Прп. Павел Обнорский, родом из Москвы, принял пострижение на 22 г. в одном из монастырей на Волге. Желая больших подвигов, искал он себе опытного наставника; услыхав о великом Радонежском светильнике иночества, молодой подвижник чрезвычайно обрадовался: как бы сам Промысл Божий указывал на великого учителя, в школе которого он вполне мог изучить высокую мудрость иноческого жития; юный подвижник скоро оставил место первых своих подвигов и направился в радонежские леса в обитель Живоначальной Троицы; он со всей горячностью воспользовался наставлениями богомудрого старца, который научил его совершенному отречению от своей воли и всем добродетелям иноческим и провел его по всем монастырским послушаниям от поварни до трапезы; был в келейном послушании у самого игумена Сергия. Проведши среди святого братства немало времени, прп. Павел много раз просился у прп. Сергия на безмолвие и уединение; последний, сознавая трудность подвига, медлил и наконец согласился. После его 15-летнего пребывания в уединенной келье близ Лавры прп. Сергий, видя в нем избранника Божия, отпустил его в пустыню на совершенное удаление от людей и в благословение дал ему медный крест, каковой и доселе лежит на возглавии раки прп. Павла. После разных странствований в безлюдных пустынях, преподобный водворился в Комельском лесу, на реке Нурме, впадающей в реку Обнору. Когда стали сюда приходить к нему любители безмолвия и просили позволения жить с ним, то он сначала не соглашался, а потом, вспомнив советы наставника своего, испросил у митрополита Фотия благословение на устроение общежительного монастыря во имя Живоначальной Троицы, где он и прожил 40 лет, устрояя иноческое житие; достигши глубокой старости, на 112 году скончался († 1429 г.)

В 4 в. от обители прп. Павла подвизался его друг и духовный отец Сергий Нуромский († 1412 г.). Родом грек, постриженник Афонской горы, пришедши в пределы московские, искал себе духовного просвещения у прп. Сергия Радонежского. Немалое время провел он под его спасительным кровом, и немало дивился высокой добродетели Сергия греческого русский наш Сергий, который принял странника как искреннего друга и брата после дальнего странствования. Афонский инок сердечно прилепился к прп. Сергию, как к отцу, и глубоко сознавая, как полезно для души иметь такого мудрого руководителя и наставника, каким был прп. Сергий. Но любовь к уединению непрестанно влекла его в пустыню; со слезами он расстался со своим учителем. Обойдя многие дебри в Обнорских пределах, утвердился на красивых берегах р. Нурмы, где на месте древней обители ныне находится приходская церковь во имя Всемилостивого Спаса. Здесь он встретился с прп. Павлом, быть может, ему присным еще в лесах радонежских, в месте общего их преуспеяния в духовной жизни. Великие подвижники с радостью встретились и сделались собеседниками и часто посещали друг друга.

В числе учеников прп. Сергия, подвизавшихся в вологодских пределах, можно считать и прп. Сильвестра († 1379 г.), жившего на тех же берегах Обноры, где и вышеупомянутые два ученика, на рубеже Вологодской губернии с Ярославской, по древнему ее очертанию (см. церков. история Макария т. IV стр. 207 сл. полное собр. историч. сведений о мон. Ратшина). С юных лет преподобный возлюбил уединенную жизнь, долго искал пустынного места и наконец остановился в глухих местах р. Обноры. Он еще ранее Павловой пустыни в 20 в. от нее основал обитель Воскресения Христова, обращенную ныне в приходскую церковь Ярославской губернии, в 5 в. от границы. Ради безмолвия и молитвы прп. Сильвестр часто уединялся в дремучий лес – место это доныне сохранило название заповедной рощи, которую он запретил рубить. Из пустынного убежища преподобный часто выходил беседовать с народом, каковое место беседы издавна ознаменовано часовней.

После непосредственных очевидцев прп. Сергия продолжали духовное просвещение в вологодском крае ученики друзей и учеников его. Таковы вышеупомянутые ученики Стефана Пермского и Стефана Махрищского.

В половине 15 века на пустынном Каменном острове воссиял духовный светильник, игумен Кассиан. Будучи постриженником Спасо-Каменного монастыря на острове, он для изучения иноческой жизни путешествовал по разным обителям, славившимся строгостью уставов, благочестием и подвигами иноков; с этой целью он прибыл к прп. Кириллу Белозерскому, ученику и собеседнику прп. Сергия, долго оставался в его монастыре и так подражал подвигам Кирилла, что впоследствии с 1448 г. даже был избран игуменом Кирилло-Белозерской обители. Сей св. подвижник в бытность у прп. Кирилла немало наслушался наставлений и уроков последнего, прямо и всецело заимствованных от великого аввы. По прибытии опять на Каменный остров прп. Кассиан с удвоенной ревностью осуществлял и преподавал другим советы и наставления своего учителя, прп. Кирилла, как ученик его и достойный подражатель. Несмотря на свои преклонные лета, с жаром юности и неутомимой ревностью он принялся за управление многолюдной обители, которой и управлял до самой своей кончины († 1469 г.).

Под духовным руководством и наставлением игумена Кассиана вырос подвижник, юноша, еще более прославивший Каменный монастырь, прп. Иоасаф, славный по высоте своих добродетелей и равноангельской жизни. Иноческое пострижение он принял от прп. Кассиана, который ежедневно посещал юного подвижника, напоминая долг нового звания; пять лет пребывал блаженный Иоасаф под руководством св. старца и скончался при жизни последнего († 1453 г.).

Между св. подвижниками вологодского края, воспринявшими свое иночество как в великой обители Сергия, так и в обителях, основанных ближайшими к нему подвижниками мы прежде всего встречаем прп. Арсения Комельского. Уроженец Москвы, он принял пострижение у раки самого пр. Сергия, спустя слишком сто лет после кончины последнего; там он преуспевал в подвигах иночества и занимался с усердием переписыванием св. книг; собственноручное Евангелие, написанное в Сергиевой Лавре, доселе остается залогом его усердия к созданной им обители на Комеле, с подписью: «писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов». Снискав себе общую любовь послушанием, прп. Арсений избран был в 1525 году в игумены Троицкой обители; добрый пример был еще назидательнее его поучительных слов для многочисленной братии. После восьмилетнего управления Троицкой обителью, следуя давнему влечению сердца, он оставил свою паству и углубился в неведомые ему дебри лесов вологодских, отыскивая себе место совершенного уединения. Прежде чем окончательно поселиться в одном месте, прп. Арсений оставлял благословение прп. Сергия в разных местах устроением маленьких пустынь. Так, сначала он поселился на реке Масляне, притоке Вологды; здесь основал деревянную церковь и пустынную обитель, ныне упраздненную; отсюда он переселился на нынешнее место Арсениево-Комельского монастыря, в так называвшийся Олонов конец Комельского леса, где сливаются реки Лежа и Кохтыш; здесь построил келью и подвизался в ней; но соседние жители своими обидами и притеснениями заставили преподобного удалиться за 30 в. в дикий Шилегодский лес, на реку Шингорь, где он соорудил молитвенную храмину; к нему начали стекаться для подвигов, и таким образом образовалась пустыня, известная под именем Александро-Коровиной, получившая таковое название от первого настоятеля Александра Коровина, ныне приходская Троицкая пустынская церковь Грязовецкого уезда. После семилетнего пребывания в Шилегодском лесу, когда любимое преподобным безмолвие было нарушено близостью мирского шумного селения, прп. Арсений решился идти опять в Комельский лес, на прежнее место, и преодолеть там все препятствия. Здесь, получив жалованную грамоту от великого князя Иоанна Васильевича, он построил своим иждивением общежительную обитель, во имя Положения Честной Ризы Богоматери во Влахернах. Прп. Арсений, будучи постриженником Сергиевой Лавры, хотя и удалился из его обители, но не переставал гореть к нему любовью и, чтобы иметь его своим руководителем, заступником и покровителем для пустынной обители, он, по своему обещанию, посвятил его имени трапезную церковь; но сам только благословил и положил начало ее построению, окончания же постройки не дождался; после 45 лет иноческих подвигов тихо и мирно скончался (†1550 г.)1.

Прп. Иннокентий и Корнилий Комельские и прп. Игнатий пустынник принадлежали к иноческой отрасли прп. Сергия через посредство прп. Кирилла как постриженники его Белозерской обители. Прп. Иннокентий после странствования по востоку, с согласия и благословения своего учителя прп. Нила Сорского, отошел в страну вологодскую и в 55 в. от г. Вологды, на реке Éде основал обитель во имя Преображения Господня, где 30 лет подвизался в устроении общежития; ныне на месте обители находится приходская церковь, в которой под спудом почивают мощи преподобного († 1521 г.) Прп. Корнилий, принявши пострижение, долго подвизался в известных Кирилловских хлебнях. Странствуя по монастырям и пустыням, он удалился в Комельский лес и там основал обитель, послужившую, в свою очередь, рассадником других обителей; не раз прп. Корнилий удалялся из основанной обители, был вторично в Кириллове и даже был в Троице-Сергиевом монастыре, где с любовью был принят братией и жил несколько времени в совершенном безмолвии, но по просьбе и настоянию в. кн. Василия Иоанновича возвратился в обитель Комельскую и там прожил до глубокой старости († 1537 г.).

После себя оставил в своей обители двух лучших учеников – прп. Кассиана и Лаврентия, которые старались во всем подражать прп. Корнилию и строго исполнять оставленный им устав. Наиболее ревностным учеником прп. Корнилия был прп. Симон Сойгинский, принявший пострижение из рук своего учителя, после смерти которого удалился к Сольвычегодску; там, на крутом берегу Вычегды, при устье реки Сойги, основал храм во имя Спаса, потом две церкви – Рождества Христова и великомученицы Екатерины; после 20-летних подвигов в своей обители скончался в 1562 г.

Прп. Игнатий, постригшись в Кирилловом монастыре, подвизался близ бывшего города Ломска, в 60 в. от г. Вологды; здесь он основал пустынь, называвшуюся до 1673 г. Игнатьевской Спасской, а потом – монастырем Томским или Верхоломским, впоследствии обращенную в приходскую церковь и с 1776 г. отнесенную к Пошехонскому уезду Ярославской епархии; отсюда преподобный удалился в Водожскую волость, основал там храм во имя Пресвятой Богородицы, в котором покоятся его мощи под спудом († 1592 г.).

Из обители прп. Павла, после многолетних трудов и подвигов, вышел блаженный старец Логгин на пустынные берега Вычегды, неся с собой в благословение «крест Христов Павловы пустыни»; там основал обитель, известную ныне под именем Коряжемского Николаевского монастыря, где он и скончался († 1540 г.).

Прп. Логгин также пустил от себя ветвь, ибо один его ученик, по имени Христофор, составил себе особый монастырь, известный под именем Христофоровой Богородицкой пустыни, обращенной ныне в приходскую церковь, в 27 в. от Сольвычегодска.

Последним подвижником, которым, можно сказать, заключается духовное потомство прп. Сергия Радонежского, является прп. Феодосий Тотемский († 1568 г.), воспитанный под сенью прп. Димитрия Прилуцкого. Будучи родом из г. Вологды, он с юных лет был близок к обители прп. Димитрия; по устроении своих семейных дел, он приходит в Прилуцкий монастырь, принимает иноческое пострижение и под руководством опытного старца проходит все тяжелые монастырские послушания; стараясь во всем подражать основателю обители прп. Димитрию, прп. Феодосий часто приходил к его гробу и со слезами просил его молитв и помощи. Как самый верный и надежный, преподобный посылается в Тотьму в качестве наблюдателя за монастырскими соляными варницами; здесь, при содействии местных жителей, созидает обитель, известную доныне под именем Спасо-Суморина монастыря, обновляет запустевшую Леванидовскую пустынь, основанную старцем Ефремом на реке Реже в Тотемском уезде.

Один из иноков новосозданной Спасо-Сумориной обители, прп. Вассиан († 1624 г.), устрояет, в свою очередь, Тиксненскую пустынь, что ныне приходская Преображенская церковь в том же уезде.

Итак, слишком двадцать св. подвижников, составлявших, так сказать, одну родословную нить с прп. Сергием, происшедших от одной иноческой семьи его, насаждали благочестие и распространяли духовное просвещение в вологодском крае через сооружение обителей, которые в своем возникновении имели свой преемственный порядок, или свое духовное родословие: от больших возникали другие, меньшие, обители. Некоторые из сих обителей не существуют, но сами основатели доселе почивают под спудом в уединенных церквах их бывших обителей, и доселе притекают к ним в бедах обуреваемые жители как к своим ближайшим заступникам и ходатаям.

1892 г. октябрь.

А. Л.

* * *

1

Кроме Арсеньева монастыря св. престолы во имя прп. Сергия в Вологодской епархии находятся в монастырях: Спасо-Прилуцком, Павловом и в женском Успенском и в приходских церквах Вологод. уезда: Покровской Маслянской, Больше-Ельминской Кирилловской, Верх-Вологодской Христорождественской Грязовец. у., Комельской Богородской Кадников. у., Устюжской Троицкой Тотем .у., Флоро-Лаврской Козланской Сольвыч. у., градской Спасообыденной и Нюбской Николаевской Устюжского у., градской Дымковской Димитриевской и г. Вологды градской Владимирской.


Источник: Духовное потомство преподобного Сергия Радонежского в Вологодском крае (По поводу 500-летия со дня его кончины, 1392-1892 г.) // Вологодские епархиальные ведомости. 1893. № 3. С. 31-42.

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
109 Peshkom-do-ierusalima-natalja-suhinina Duhovnyj-smysl-vojny 2973 Black-border-patrol-sim-(demo)-on-pc