А.А. Половцов

Источник

Феодосий (Косой)

Феодосий (Косой), еретик, был холопом одного из московских бояр. «Улучив свободу мужеством и разумом своим», он бежал от господина на коне и с «имением» (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в Порфириеву пустынь и там постригся в монашество. Ф. был учеником известного Артемия (Пустынника), бывшего в 1551 г. игуменом Троице-Сергиевой лавры и осужденного на соборе 1553 года за еретичество. С 1551 г. Ф. был в Новоезерском монастыре на Белоозере, откуда в 1554 г. прибыл в Москву и за еретичество был заключен в одном из московских монастырей, откуда бежал с единомышленниками в Литву, скрывая свой след переменою «множицею» одежд и имен. Беглецы прибыли в Витебскую губернию и основались в местности «Усо-чорт», проповедуя свое учение; Ф. вскоре женился на какой-то вдове-еврейке, но, преследуемый православным духовенством за иконоборческие идеи, должен был удалиться в глубь Литвы, где, вероятно, проживал у какого-либо пана в качестве религиозного проповедника. Ф. хорошо знал Ветхий и Новый Завет и святоотеческие сочинения св. Иоанна Златоуста и Вас. Великого. Последние дни Косого и время смерти его неизвестны, – не оставил он и письменных памятников своего учения, оно известно лишь от третьих лиц в церковно-полемических памятниках: «Истины показание к вопросившим о новом учении» и «Многословное послание» – оба принадлежат иноку Отенского м-ря Зиновию и написаны в 1565–1566 гг. Одни считают Косого зависимым от учения антитуленитариан, другие называют его преобразователем ереси жидовствующих в христианский рационализм, иные признают его самобытным, возникшим на почве домашнего критицизма, направленного против крайностей внешне-обрядового благочестия и нравственных непорядков. «Не права у вас вера, – говорил Косой, – вы только Бога гневите своим мнимым благочестием»; он отрицал троичность лиц в Божестве, божество Христа, запрещал почитать Богоматерь, святых и их нетленные мощи; отвергал иконы, почитание креста, богослужение, таинства, обряды посты, иерархию, монашество, святоотеческие писания и предания, жития святых – словом, все, что составляет сущность православия, отвергал всякую власть, все гражданские обязанности, подрывал семейный быт, отвергая уважение к родителям, целомудрие и благоприличие; в этом у него много общего с русским рационализмом XVI века. История не сохранила точных сведений о последователях Косого в России, кроме вопрошавших инока Зиновия клирошан; в Витебске последователи Косого сделались кальвинистами; после Косого плеяда русских еретиков обрывается до XVIII века.

E. Е. Голубинский, «История Русской церкви», 1-я половина II тома. – «Труды Киев. Дух. Акад.», 1870 г., июнь. – Ф. Калугин, «Зиновий Отенский и его сочинения». – Макарий, «История Русской церкви». – В. А. Никольский, «Феодосий Косой» (беспл. прилож. к еженедельнику «Век»). – Коялович, Христ. Чтение», 1871 г., февраль, стр. 280–282.

К. Здр-в.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 25. : Яблоновский - Фомин. - 1913. - [2], 493 с.

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
Znakomstva 381 Haylou-gt7-earbuds-guide-on-pc 60 Com.camonroadapp.pro