прот. Александр Мень

Источник

Ха́ос

Ха́ос (греч. χάος), термин, заимствованный из греческой литературы и философии и означающий первичное недифференцированное состояние Вселенной. Аналогии этому греческому термину имеются почти во всех древних космогониях. Хотя они носят не отвлеченный, а мифологически-образный характер.

Внебиблейские представления о Хаосе. Олицетворением Хаоса в мифо-поэтических сказаниях *Древнего Востока и Греции является могучая морская стихия. Хаос изображался как первичный океан, вечный и божественный по своей природе. Чаще всего в нем видели материнское лоно богов и людей. У шумеров это была богиня Нааму, у вавилонян – богиня Тиамат, у египтян Хаос отождествлялся с первобожеством Нуном. Существует множество оттенков в толковании идеи Хаоса. В индийском космогоническом гимне Риг-Веды (Х,129) первостихия носит апофатические черты; у греческих философов и поэтов Хаос – одушевленное материальное начало Вселенной; на Ближнем Востоке и в Китае Хаос нередко представлялся в виде морского чудовища, змея или дракона. Во многих космогонических мифах (в частности, в египетских и месопотамских, финикийских и греческих) против извечного божественного Хаоса восстают порожденные им молодые боги (см. статью *Дуализм). Они дифференцируют элементы Вселенной, внося в нее упорядоченный строй (борьба вавилонского бога Мардука с Тиамат). Космогонические мифы о Хаосе содержат две основные мысли: а) первичный Бог-стихия извечен; б) рациональная структура мира возникла благодаря преодолению Хаоса. В ряде систем греческой философии эти концепции преобразовались в учение о безначальности материальной основы мироздания.

Идея Хаоса в Библии. Священное Писание использует общечеловеческую идею Хаоса, но дает ей совершенно иную религиозную интерпретацию. *Шестоднев содержит понятие о водной Бездне (евр. תהום, техо́м, или тео́м), но полностью демифологизирует его. Теом – не Божество, а тварная стихия, созданная по воле единого Бога. Однако в других местах Ветхого Завета бездна изображается в традиционном для Востока образе морского чудовища. Этот мифо-поэтический образ чаще встречается в поздней ветхозаветной письменности, когда ослабевает соблазн языческого его понимания. Змей, дракон, раав обозначают сатану, тварные силы, противящиеся замыслам Божьим. Господь не уничтожает эти силы, но обуздывает их подобно тому, как суша полагает пределы бурным морским волнам (Пс.103:6–9). Таким образом, безликая водная бездна *космографии Книги Бытия становится символом зла. «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде. Ты сокрушил голову левиафана» (Пс.73:1314). Продолжающееся творение представлено как борьба с Хаосом не только в природном, но и в духовно-нравственном смысле. Это отражено в Откр., где сатана изображен в виде «дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною, обольщающего всю вселенную» (Откр.12:9). Торжество Божественного замысла ведет к исчезновению моря, которое в данном случае тождественно с драконом (Откр.21:1). Море символизирует состояние Хаоса, которое преодолевается в процессе Божественного Домостроительства. Пророчество об этом завершающем Дне Господнем содержится в т.н. «Апокалипсисе Исайи» (см. статью *Исайи пророка Книга). «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1).

В литературном отношении эти образы связаны с символикой Востока; в частности, в одной из поэм *Угарита сказано, что Ваал «сокрушил извивающегося змея». Но по существу в Библии речь идет не о «битве богов», как в мифологии, а о торжестве Бога над тварными силами, исказившими Его пути в мироздании. Примечательно, что эти силы связываются в Библии не только с природными, но и с историческими проявлениями зла и несовершенства. Тиранические империи представлены в виде чудовищ, выходящих из моря (Дан.7:3; Откр.13:1). Одна из важных черт, отличающих библейские представление о Хаосе от языческих, это учение о конечной победе Творца над ним, тогда как в языческих мифах Вселенная через определенные промежутки времени возвращается в изначальное состояние Хаоса.

● *Ильин В., Шесть дней творения, Париж, 1930; Светлов Э. (прот. А.Мень), Магизм и единобожие, Брюссель, 1971; Топоров В.Н., Хаос, МНМ, т.2; Элиаде М., Космос и история, М.,1987; его же, Chaos, RGG, Bd.1, S.1640–1641; Brandon S.G., Creation Legends of the Ancient Near East, L.,1963; *Gunkel H., Schöpfung und Chaos, Gött.,1895; *Rad G. von, Genesis, Bd.1–2, Gött.,1952–1953; *Vawter В., On Genesis, Garden City (N.Y.), 1977. Переводы древних космогонических текстов и литературу о них см. в библиографии к статьям: *Археология; *Древний Восток; *Клинопись; *Сравнительно-религиозное изучение Библии.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
Qq-different-dimension-me-guia-on-pc 2559 Com.VVVVV 13 1937-12-31