Источник

Иоанн

Иоанн (Ἰωάννης – с Евр. благодать Божия; Ioannes; L: Iohannes):

a., 2Ездр.8:38. – Сын Акатана, из сынов Астафа, из начальников племен, вышедших из Вавилона с Ездрою, В 1Ездр.8:12 читается: Иоханан, сын Гаккатана, из сынов Азгада.

б., 2Ездр.9:29. – Из израильтян, сынов Виваия, имевших жен иноплеменных. В 1Ездр.10:28: Иоханан, из сыновей Вевая.

в., 1Мак.2:1. – Сын Симеонов, отец Маттафии, дед Маккавеев, восставших на защиту веры и отечества во дни Антиоха Епифана, царя Сирийскаго

г., 1Мак.2:2, 9:36–38. – Старший из сынов Маттафии, прозываемый Гаддис. Гаддис соответствует еврейскому גַדִּי, что значит счастливый (Keil на Мак. р. 57). По второй книге Маккавейской, он участвовал в войне против Никанора, одного из военачальников сирийских, над которым одержана была тогда славная победа (2Мак.8:22–27). Здесь он называется Иосифом. По смерти Иуды Маккавея, принявший начальство над иудеями, Ионафан, удалившись от преследования военачальника сирийского Ваккида в пустыню Фекойскую, отправил Иоанна, брата своего, с большим запасом и народом к наватеям; но на пути Иоанн захвачен был сынами Иамврия из Мидавы и убит. Узнав об этом, Ионафан и Симон отмстили им великим их поражением за кровь брата своего (1Мак.9:31–42). Keil на Мак. p. 158–159.

д., 1Мак.8:17. 2Мак.4:11. – Отец Евполема, одного из послов Иуды Маккавея в Рим для заключения дружественного союза с римлянами. Сн. Евполем.

е., 1Мак.13:53, 16:1. – Сын Маккавея Симона, архиерея и вождя иудеев, прозываемый Гирканом. Имя это употреблялось у иудеев и прежде (2Мак.3:11), и, может быть, происходит из отношений к сосланным в Гирканию иудеям (Keil на Мак. р. 253). Иоанн Гиркан уже известен был своим мужеством и предприимчивостью еще при жизни отца своего и поставлен был от него начальником над всеми войсками и поселен в укрепленном городе Газаре (1Мак.13:53). Вскоре после сего он, вместе с братом своим Иудою, одержал блистательную победу над Кендевеем, военачальником приморских мест сирийских, в царствование Антиоха Сидета. И вскоре потом, по случаю несчастной смерти отца и братьев, коварно убитых зятем своим Птоломеем, правителем Иерихонским, прибывший в Иерусалим, принят был народом и утвержден в достоинстве вождя и первосвященника, и т. обр. занял престол родительский. Первым делом его было наказать Птоломея, который с удерживаемыми в плену у него матерью и братьями Гиркана укрывался в крепости Дагона, близ Иерихона. Крепость была осаждена и доведена до крайности; но видя страдание матери и братьев, истязуемых Птоломеем пред глазами его войска, Гиркан должен был снять осаду. Птоломей, предав смерти своих пленников, бежал в страну Аммонитскую. Потом Иоанн Гиркан должен был вытерпеть нападение на Иудею Антиоха Сидета, который, с многочисленным войском двинувшись на Иудею, осадил Иерусалим со всех сторон и иудеи доведены были до крайности. Но грозный царь, тронутый религиозностью осажденного им народа в праздник кущей, переменил свои расположения. Тогда Гиркан просил у него мира с тем условием, чтобы иудеям дозволено было жить по своему отеческому закону. Антиох согласился с тем, чтобы иудеи выдали оружие, платили дань за Иоппию и другие присоединенные к Иудее города и дали ему заложников. Антиох хотел оставить еще в Иерусалиме гарнизон, но иудеи не согласились на это и откупились деньгами, заплатив ему пятьсот талантов. П после этого царь снял осаду, разрушив внешние укрепление Иерусалима. Антиох предпринял потом поход против парфян, и после нескольких успехов над ними, погиб со всей своей армией в общем восстании страны. Тогда Гиркан, услышав об этом, перестал платить дань, наложенную Антиохом, и пользуясь беспорядками и переменами в сирийском правительстве, занял несколько городов сирийских, разрушил у Самарян храм, воздвигнутый с дозволения Александра Великого на горе Таризим; потом обратил оружие на идумеев и принудил их принять обрезание и закон иудейский; далее возобновил союз с римлянами; наконец, совершенно разрушил Самарию, срыв ее до основание и проведши источники на месте ее. Правление его продолжалось 28 лет. Он был одним из великих мужей, подобно другим Маккавеям отличаясь благочестием, мужеством и самопожертвованием; но в отношении религиозном он не довольно тверд был в своих убеждениях. Он воспитан был в духе фарисеев, строгих ревнителей отеческих преданий; но со стороны одного из них высказана была ему одна дерзость, что для соблюдение правды ему надобно сложить с себя сан первосвященника и остаться только правителем народа, потому что мать его в царствование Антиоха Епифана попала будто бы в плен и была невольницей у язычников, и потому ему не следует входить во святая святых. Это была клевета, и все фарисеи негодовали на это; но Гиркан крайне оскорбился, и с тех пор стал ненавидеть фарисеев и начал благоприятствовать саддукеям, которые, отвергая все предания, не писанные в законе Моисеевом, позволяли себе свободный образ мышление касательно духовных предметов, отвергали будущую жизнь и будущее воздаяние, благоприятствуя так. обр. страстям и чувственным удовольствиям. С этого времени секты эти, и без того уже ненавидевшие одна другую, еще более стали враждовать одна против другой, и разъединяя народ и сами разделяясь на разные толки, со временем должны были привести к совершенному упадку и религию и государство. Древ. Флав. кн. 13. гл. 8–10. Сн. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 58–64. Свящ. Ист. Бог. Изд. 4. стр. 501 – 503.

ж., 2Мак.11:17. – Один из посланников иудейских к Лисию, наместнику и родственнику царя Сирийского Антиоха Евпатора, по случаю заключение им мира с иудеями, о которых он упоминает в ответном письме своем к иудеям. Сн. Авессалом – з.,.

3., Иоанн, Предтеча и Креститель Господа (Мф.3:1, 9:14, 11:2, 4, 7, 11–13, 14:2, 16:14, 17:13, 21:25–26. Мк. 4, 6, 2:18, 6:14 и далее, 1:8:28. Лк.1:60–63, 3:2, 7:18–23, 28–29, 33, Ин.1:6, 15, 19, 3:23–27, 10:40–41. Деян.13:24, 19:4). – Он происходил из священнического рода, был сын священника Захарии и Елисаветы, родственницы Божией Матери, и родился у них в преклонных летах их, вследствие особенного обетования Божие (Лк.1:5–25). Будучи еще во чреве матери своей, он свидетельствовал уже о Христе необыкновенным движением своим во время приветствия Елисаветы Богоматерью (Лк.1:40–45), и самое рождение его сопровождалось рядом чрезвычайных действий Божиих, каковы: наименование его Иоанном, разрешение немоты отца его и пророчество о нем Захарии; .все видели здесь особенное действие Промысла Божия (Лк.57–80). С самого детства своего Иоанн жил в пустыне до 30-ти летнего возраста, ведя самую строгую, уединенную жизнь; одежда его была из грубой верблюжьей шерсти, пояс кожаный, пищей служили акриды и дикий мед (Мф.3:4. Мк.1:6). Призванный предшествовать Господу и приготовить иудеев к достойному принятию Его (Лк.1:15–17, 76–79), он в 15-м году царствования императора Римского Тиверия, когда правителем в Иудее был Пилат, а первосвященниками Анна и Каиафа, вследствие откровения Божия и согласно предсказанию пророков (Ис.40:1–5. Мал.3:1, 4–6. Лк.3:1–2), явился в окрестностях Иордана с проповедью покаяния и благовестием, что приблизилось царство небесное (Мф.3:1–2. Лк.3:3–6). Тогда все выходили к нему на Иордан и принимали от него крещение, веруя в грядущего и исповедуя грехи свои. Иоанн строго обличал при этом грешников, требуя исправления жизни и достойных плодов покаяния, угрожая близостью и неизбежностью суда Божие нераскаянным (Мф.3:5–12. Лк.3:7–18). Среди множества народа, приходившего к нему для крещения, сам Господь, пришедши из Назарета Галилейского, принял от него крещение, чтобы явить Себя Израилю (Ин.1:31) и чтобы примером своим освятить крещение для нас, для нашего очищение от грехов и нашего освящения Духом благодати Божией (Мк.1:8. Деян.19:2–6). Засвидетельствовав при этом пред всеми о пришедшем Спасителе и указав Его всем, Иоанн продолжал свое служение, и высочайшим образом свидетельствовал о Христе, как истинном Сыне Божием и Спасителе мира, и пред народом (Ин.1:15–18, 29–34), и пред священниками и левитами (Ин.1:19–28), и пред учениками своими (Ин.1:35–37, 3:23–36). Но, обличая при этом заблуждения и пороки человеческие, он не щадил и властителей земных. Так он обличал и Ирода, царя Галилейского, за беззаконную его жизнь с женой брата своего, Иродиадой. За это он заключен был в крепость Махерус (сн. Ин.3:24. Мф.4:12, 14:3–5. Мк.1:14, 6:17–20). Но он и в это время продолжал свое служение. Побуждаемый недоумениями учеников своих о чудесах Христовых, он будучи сам в темнице послал их самих ко Христу, давая им случай лично увериться в божестве Его. Посланные, пришедши, сказали Христу: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, которому надлежало придти, или ожидать нам другого?» А в это время И. Христос исцелил многих больных, бесноватых и слепых, и сказал им: «Пойдите, возвестите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищим благовествуется. И блажен, кто не соблазнится обо Мне». И по отшествии их превозносил похвалами Иоанна, как неложного свидетеля истины (Мф.11:2–6. Лк.7:18–23). Между тем злобная Иродиада, давно искавшая случая погубить Иоанна, нашла благоприятный случай к тому. Во время празднование Иродом дня своего рождения, дочь ее своею пляскою доставила большое удовольствие гостям и Ироду, и Ирод дал безрассудное обещание с клятвой сделать для нее все, него она ни попросит. Наставленная своей, матерью, она потребовала главы Иоанна Крестителя, и он, из ложного стыда, чтобы не показаться неверным своей клятве, приказал исполнить ее желание. Глава Предтечи была отсечена в темнице и принесена на блюде дочери, а тою отнесена матери. Услышавши об этом ученики Иоанновы, пришли и похоронили тело его; потом пошли ко Христу и рассказали Ему о случившемся (Мф.14:6–12. Мк.6:21–29). Св. Иоанн Креститель, как чрезвычайный посланник Божий, как пророк, как предтеча и креститель Господа, должен иметь самое высокое значение не только в глазах христиан, но и каждого здравомыслящего человека. Его все почитали за пророка (Мф.21:26). Даже многие думали, что он есть Мессия-Христос (Лк.3:15–16). Самые члены верховного совета Иудейского были тех же мыслей(Ин.1:19–27). Сам Ирод, обладаемый страстями, уважал Иоанна, и много делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк.6:20). Но для нас всего важнее свидетельство о нем самого Слова Божия. О высоком служении его ясно предсказывали еще пророки (Исаия, Малахия). Отец его Захария слышал высокое благовестие о нем от посланного к нему Богом Ангела, и сам о нем пророчествовал (Лк.1:13–17, 76–79). Сам Иоанн говорил о себе, что он тот, о котором пророк Исаия говорил: «глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господу» (Ин.1:23. сн. Ис.40:3–5). Сам Господь яснейшим образом свидетельствовал о нем, что он более, нежели пророк: «Он есть тот, – говорил Спаситель, – о котором сказано: Се Я посылаю вестника Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал.3:1). Истинно говорю вам: из рожденных женами не было более Иоанна Крестителя... Все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите знать, то он есть Илия, которому должно придти» (Μф11:7–15. Лк.7:24–28. сн. Мф.17:10–13. Мк.9:11–13). И при всем этом высоком достоинстве, смирение Предтечи было глубочайшее. Когда все думали о нем, что не Христос ли он, он прямо объявил, что он не Христос, а только послан пред Ним и уничижал себя до того, что почитал недостойным развязать ремень обуви у Христа (Ин.1:20, 27. Мф.3:11. Мк.1:7. Лк.3:15–16). Все высокое служение свое поставлял он в свидетельстве о Христе и приведении всех к Нему; он радовался, слыша о делах Христовых и об умножении Его последователей и высочайшим образом свидетельствовал о божественном Его величии и тайнах Его царствия. «Человек ничего не может принимать на себя, – говорил он ученикам своим, по случаю спора их с иудеями об очищении, – если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть, и говорит, как сущий от земли; приходящий с небес есть выше всех. И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен. Ибо тот, которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына, и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:25–36. сн. на сие место в Толк. Ев. от Ин. арх. Мих. стр. 126–136). Память св. Предтечи Церковь совершает: 23 сент. в день его зачатия; 24 июня – в день его рождения; 29 авг. – в день усекновение главы его; 7-е января – на другой день крещения Господа; 24 февр. – в память первого и второго обретения главы его; 25 Мая – в память третьего обретения главы его, и 12 окт. в память перенесения из Мальты в Гатчину в 1799-м году правой руки его. См. Слов. Яцк. и Благ. Арх. Мих. Толк. Ев. на указ. места. На дни памяти Предт. сн. Арх. Сергие Полн. Месяц. Т. 2. 1876 г. Заметки, стр. 11. 62–64. 147. 175. 260–261. 302 и 327–328.

и., Иоанн апостол и Евангелист (Mф.4:21, 22, 10:2, 17:1, 20:20. Мк.5:37, 9:2 и далее. Лк.9:28, 54. Ин.13:23, 24, 18:15, 19:26. Деян.3:1. 3, 11, 4:13, 19. 8:14, 25. Гал.2:9. Откр.1:1, 4. 9 и др.). – Он происходил, вероятно, из галилейского города Вифсаиды, лежащего близ озера Геннисаретского; из этого города происходили Петр и Андрей, а Иаков и Иоанн были товарищами их по рыбному промыслу (Сн. Ин.1:44. Лк.5:10–11). Родители Иоанна и брата его Иакова были Зеведей и Саломия (Мф.4:21, 27:56. Мк.15:40), и были, по-видимому, люди достаточные и пользовались в стране некоторой известностью (Мк.1:20. Лк.8:3. Ин.18:15). Бывши прежде из учеников Иоанна Крестителя, Иоанн вместе с ап. Андреем первые последовали за Христом после Его крещения (Ин.1:35–42). После он призван к последованию за Христом вместе с братом своим и братьями Петром и Андреем (Мф.4:18–22. Мк.1:16–20). И вскоре потом они уже были в числе 12-ти апостолов и всегда в списке апостолов занимают первое место после Симона Петра и Андрея, брата его (Мф.10:1–4. Мк.3:13–19. Лк.6:13–16). Думают, что Иоанн по летам своим был моложе всех прочих апостолов; и он исполнен был самою нежнейшею любовью к Спасителю и самой пламеннейшей ревностью по Нему; за это, может быть, и прозван был с братом своим сыном грома (Мк.3:17). Правда, эта любовь и ревность вначале не имела еще той чистоты и полноты совершенства, какая требовалась от ученика Христова, и Господь постепенно очищал и возвышал ее. Однажды Иоанн вместе с другими апостолами, увидя незнакомца, именем Христовым изгоняющего бесов, запретил ему употреблять это божественное имя; но Господь заметил при этом: «Не запрещайте; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Мк.9:38–40. Лк.9:49–50). В другое время, когда самаряне не позволили пройти Господу чрез их город в Иерусалим, Иоанн с братом своим воспламенились такою ревностью, что готовы были низвести огонь с неба, чтобы истребить их; но Господь сказал: «Вы не знаете, какого вы духа. Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческия, а спасать» (Лк.9:51–56). Еще раз, когда Господь учил о предстоящих Ему страданиях и смерти в Иерусалиме и о своем воскресении из мертвых, Иаков и Иоанн вместе с матерью своею просили у Него первых достоинств в Его царстве. Господь кротко отвечал им на это, что они не знают, чего просят, и присовокупил, что желающий быть первым в Его царстве, должен быть всем слугою, что и Он сам не для того пришел, чтобы служили Ему, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупление многих (Мф.20:17–28). Под таким постоянным водительством и влиянием любвеобильного Учителя, любовь и ревность апостола не могла не очищаться и не достигать высшего совершенства. Из евангельской истории видим, что Иоанн удостоен был особенной любви к нему Спасителя. Он один с Петром и Иаковом был свидетелем воскрешение дочери Иаира (Мк.5:37. Лк.8:51). Он с Петром и Иаковом был с Ним на горе во время преображения (Мф.17:1. Мк.9:2. Лк.9:28). Он с Петром, и с ними ־Иаков и Андрей, будучи с Господом на горе Елеонской, наедине спрашивали Его о времени разрушения Храма и Иерусалима и знамениях второго пришествие Господа и кончины века и были свидетелями великой беседы Его об этих чрезвычайных и важнейших событиях (Мк.13:3. сн. Мф.24:3 и далее). Его с Петром посылал Господь приготовить пасху (Лк.22:8). Он во время тайной вечери возлежал у груди И. Христа и по мановению Петра спрашивал Господа о предателе (Ин.13:23–25). Он с братом своим и Петром был свидетелем внутренних страданий Господа в саду Гефсиманском (Мф.26:37. Мк.14:33). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, во двор первосвященнический (Ин.18:1, 5–16). Он один из апостолов стоял при кресте Господа во время Его распятия, вместе с Матерью Его и Марией Клеоповой и Марией Магдалиной (Ин.19:25). Ему Господь вручил Матерь свою, и он принял ее в дом свой, и как истинный сын имел о ней попечение до самой ее кончины (Ин.19:26–27). По воскресении Господа из мертвых, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сего событие (Ин.20:1–10). Во время явления Господа на море Тивериадском, он первый узнает Его и возвещает о Нем Петру (Ин.21:7). Сам он в своем Евангелии неоднократно называет себя любимым учеником Господа (Ин.13:23, 19:26, 20:2, 21:7,. 20). После обеда при море Тивериадском, когда Петр, узнав о судьбе своей, и, следуя за Господом, желал узнать от Него и о судьбе любимого ученика Его, который также следовал за ними: Господь не благоволил открыть ему об этом, сказав: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин.21:20–23) Но видно, однако же, из этого, что судьба Иоанна была другая, и история свидетельствует, что он жил долее прочих апостолов и умер в глубокой старости натуральной смертью. При вознесении Господа на небо и при сошествии Св. Духа на апостолов, Иоанн был вместе с прочими апостолами, и с этого времени ревностно проповедовал Евангелие в Иерусалиме и других местах, и особенно он ·и Петр являются выдающимися из среды прочих апостолов. Вместе ходили они в Храм на молитву, вместе творили чудеса, вместе подвергались опасностям и разделяли узы (Деян.3:1–11, 4:1–3, 13, 19); ׳вместе посланы были в Самарию для возложение рук на новообращенных и по молитвам их верующие получили Святого Духа (Деян.8:14–25). Во время гонения на верующих по смерти Стефана, Иоанн вместе с другими апостолами оставался в Иерусалиме (Деян.8:1), и здесь трудился в благовестии Евангелия. Обязанный Спасителем заботиться о Богоматери, он не мог, конечно, предпринимать теперь отдаленных путешествий до кончины ее, и потому его деятельность ограничивалась доколе Иудеею. Во время гонение Ирода Агриппы он лишился брата своего Иакова, умершего смертью мученика (Деян.12:2). И по смерти Богоматери в 48-м году он оставался еще в Иерусалиме, и здесь в 50-м г. присутствовал на Соборе Апостольском (Деян.15:1–33). В это время апостол Павел наедине предложил Петру, Иакову и Иоанну, как знаменитейшим из апостолов, почитавшимся столпами Церкви, свое благовествование, проповедуемое им язычникам, и они, узнавши о дарованной ему благодати, единодушно признали его в великом достоинстве учителя языков (Гал.2:1–10). Долго ли ап. Иоанн оставался после сего в Иерусалиме, из истории не видно; можно догадываться только, что, оставив Иерусалим, он избрал поприщем своей деятельности Малую Азию, и после 58-го года, когда ап. Павел оставил уже Малую Азию, или еще позже, около времени смерти Павла в 67-м г., избрал Ефес местом своего пребывания и апостольской своей деятельности, управляя отсюда Малоазийскими церквами (Откр.1:11. и гл. Откр.2, 3). Провидение оставило его на земле долее прочих апостолов, как преимущественно неразлучного самовидца Бога Слова. Уже голос других самовидцев Слова в шуме гонений умолк; уже Петр умер на кресте, как предсказал Господь; уже Учителю языков отсечена была глава; уже и других апостолов самовидцев не было в живых; самое место, откуда вышли апостолы для всемирной проповеди, было разрушено: один Иоанн еще трудился на поприще апостольского своего· служения. Но вот возгорелось новое ужаснейшее гонение на христиан·при Домициане. Он возбужден был к этому молвой или подозрением, что из Иерусалима, из потомства Давида, из родства Христова должен явиться великий царь, которого пришествие христиане ожидают, и которому хотят передать они верховную власть. Подозрению давало вид вероятности то обстоятельство, что христиане отказывались называть Домициана Господом и Богом, чего он по гордости своей требовал. Мучитель не пощадил при этом даже и своего двоюродного брата, Фабия Климента, мужа консульского достоинства, и жены его, Флавии Домициллы, своей родственницы: он обоих предал смерти за безбожие, то есть, за веру во Христа, отвергающую почитание богов языческих. Пламя гонение из Рима распространилось и на Малую Азию. В Пергаме еп. Антипа привлечен был язычниками в храм Дианы и брошен в раскаленного медного быка, где и предал Богу дух свой. Апостола Иоанна, который в узах из Ефеса отправлен был ’ проконсулом Азии на суд к Кесарю в Рим, хотели отравить ядом; но он, приняв яд, остался невредимым; потом бросили его в котел с кипящим маслом; но он и отсюда вышел невредимым. Тогда Домициан приказал сослать его в заточение на остров Патмос, из островов Егейского моря; но и это заточение послужило только к большей славе Евангелия. Притом заточение это продолжалось недолго. Были также приведены к Домициану и остававшиеся потомки Иуды, брата Господня по плоти; и он спрашивал их и об их происхождении от Давида и имении, и о Христе и Его царстве; но их бедность обезоружила его, а скоро последовавшая смерть Домициана прекратила и самое гонение (Евсев. Ц. Ист. к. 3. гл. 17–20). По смерти гонителя, при императоре Нерве Иоанн, получив свободу, возвратился в Ефес, и с новой деятельностью занялся благоустройством Церкви, несмотря на преклонность лет своих. Он посещал соседственные места: то устроял порядок в церквах, то поставлял епископов, то учреждал новые церкви. Вот некоторые из сохранившихся преданий из последних дней жизни апостола. Посещая церкви, он в одном городе заметил в некоем юноше особенную даровитость, и поручил его особенному попечению епископа того города. Но чрез несколько времени юноша, по несчастью, совершенно испортившись, сделался начальником шайки разбойников. С горестью узнав об этом, старец Иоанн сам пошел искать его, и схваченный передовой стражей приведен был к нему. Узнав его, юноша от стыда пустился было бежать, но умоляемый преследующим Его апостолом, остановился, бросил оружие и горько заплакал. Апостол пал пред ним на колени, умолял его возвратиться в недра Церкви, уверяя, что спасение его еще не потеряно, что он сам будет ходатайствовать за него, и возвративши его в Церковь, сам молился и постился вместе с ним, и не оставил его, пока наконец совершенно возвратил его Церкви, примирив и с Богом и с совестью, показав нам образец истинного покаяния и духовного возрождения в Господе (Евс. Ц. Ист. к. 3. гл. 23). В другое время апостол, встретившись в бане с еретиком Коринфом, тотчас пустился бежать, возбуждая и других бежать оттуда, говоря: уйдем скорее, чтобы не обрушилась баня, в которой находится враг истины (Ц. Ист. Евс. к. 3. гл. 28). В последнее время апостол часто повторял слова: дети мои, любите друг друга, и когда его спрашивали, зачем он так часто повторяет слова эти, апостол отвечал, что это заповедь Господня, и одна она заменяет все другие (Hier. in Halat. с. VI). Достигнув глубокой старости, Апостол мирно скончался в царствование Траяна, на 34-м году своей жизни (26-го Сент. 100-го года), и погребен в Ефесе. – Труды Иоанна для Хр. Церкви не ограничивались одним устным его словом. Он оставил нам возвышенные, трогательные и утешительные писания: Евангелие, три послания и Апокалипсис или Откровение. Апокалипсис написан во время заточения на острове Патмосе; Евангелие и послания – в Ефесе, в последние дни его жизни. Читая эти писания, нельзя не заметить, что они писаны учеником небесной и беспредельной Любви – И. Христа. См. Библ. Ист. Новозав. Ц. М. Фил. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Толк. Ев. от Иоан. и о Еванг. и Ев. Истории Арх. Мих. Руков. к чт. ап. посл. и Апок. Иван. Собор. посл. Ин. Бог. Полот. Сн. Herz. и Zell. Сн. Апок.

i., Иоанн, прозванный Марком, апостол из 70-ти и Евангелист (Деян.12:12, 25, 13:5, 13, 15:37–39. 1Пет.5:13. Кол.4:10. 2Тим.4:11. Флм.1:23). – Некоторые различают Иоанна Марка, спутника ап. Павла, и Евангелиста Марка, спутника Петрова (см. напр. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 75 и 194. и Месяц. Верш. Янв. 4. Апр. 25. Сент. 27 и Окт. 30); но, по свидетельству древних, они – одно лицо (Папия у Евс. к. 3. гл. 39. Иринея к. 3. гл. 1. Клим. Алекс. у Евс. к. 2. гл. 16. Оригена у Евс. к. 6. гл. 25. Иерон. de viris Illustr. гл. 9. y самого Евс. к. 2 гл. 15. Сн. Арх. Мих. о Еванг. Библ. Ист. Нов. Ц. Митр. Филар. Толк. Ев. от Марк, и др.). Иоанн Марк был родом иудей, ученик и родственник св. ап. Варнавы, сын христианской жены Марии, имевшей в Иерусалиме собственный дом, который был местом собрания верующих (Деян.12:12). По свидетельству предания, он был из 70-ти учеников Христовых, и след., сам был очевидцем некоторых событий из Евангельской истории. По вознесении Господа на небо и обращении ап. Павла, Марк соединился с Варнавой и Павлом в Иерусалиме, когда они после годичных трудов своих над образованием и благоустройством Антиохийской Церкви, ходивши в Иерусалим для доставление пособие тамошним христианам, снова возвращались оттуда в Антиохию (Деян.11:25–30, 12:25), и потом сопутствовал им во время первого путешествие их для распространения Евангелия среди язычников; но в Пергии он оставил их и возвратился в Иерусалим (Деян.13:1–5, 13). После, когда Павел и Варнава хотели снова посетить Азию для обозрения основанных ими церквей, Варнава хотел, чтобы их сопровождал Иоанн Марк, но ап. Павел не желал взять его, потому что в первом путешествии он их оставил, и поэтому апостолы разлучились между собой: Павел, избрав себе Силу, пошел в Азию, а Варнава с Марком отправился на остров Кипр (Деян.15:37–39), и после сего в книге Деяний о Марке не упоминается. Вероятно, после сего он был спутником и сотрудником ап. Петра, который в первом послании своем называет его своим сыном (1Петр.5:13). Когда ап. Павел был в узах в Риме в 62-м году по Р. Хр., Марк был тогда в Риме и служил апостолу, как усердный помощник. апостол с похвалою отзывается о нем в послании к Колоссянам (Кол.4:10); о нем говорит также в послании к Филимону (ст. Флм.1:23), и во время второго своего заключения в Риме желал иметь при себе Марка (2Тим.4:11). После мученической кончины апостолов Петра и Павла, ап. Марк, по свидетельству предания, проповедовал Евангелие в Александрии, которая в эта время была славнейшим городом после Рима, обратил там бесчисленное множество язычников к вере во Христа, и был христианским епископом этого города, и там мученически скончался (Церк. Ист. Евс. к. 2. гл. 16. Иерон. Catal. с. 8. Иппол. о 70-ти Ап. Епиф. Haeres. 51, 6. Дороф. de vita ас morte proph.). – Ап. Марк оставил нам Евангелие, известное в Церкви под его именем. Об этом Евангелии древние писатели передают, что оно написано во время пребывание Марка с ап. Петром в Риме, и вероятно, во время последнего пребывание здесь Петра, незадолго до мученической кончины его здесь, вместе с ап. Павлом последовавшей при Нероне в 68 году по Р. Хр. Папий о сем пишет, что «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал то, чему учил и что говорил Господь, хотя и не по порядку, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как сказано, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать па порядку. Потому Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их; он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного, или не переиначить» (Церк. Ист. Евс. К. 3. гл. 39). Св. Ириней пишет: «По отшествии сих, Петра и Павла, Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром (τα υπο Πετρου κηρυσσόμενα ἐγγράφως ἡμῖν παραδέδωκε»). Iren. Haer. 3, 1. у Herz. IX. p. 45. Климент Александрийский пишет: «Евангелие Марка получило свое бытие так: когда Петр в Риме всенародно проповедовал Слово Божие и возвещал Евангелие по вдохновению от Духа Святого; тогда многие из бывших там просили Марка, давнего его сопутника, помнившего все, сказанное им – написать, что он проповедовал. Марк написал Евангелие и предал его нуждавшимся. Узнав об этом, Петр явно и не противился сему делу, и не склонял к нему» (Евс. Цер. Ист. кн. 6. гл. 14). В другом месте Евсевий пишет: «Слушавшие Петра не довольствовались одним неписанным учением Божественной проповеди, но убедительно просили спутника Петрова Марка оставить и письменный памятник устно преподанного им учения, и не отступали дотоле, пока Марк не исполнил их желания. Таким образом они-то были возбудителями к написанию Евангелия, называемого Евангелием от Марка. Узнав это по откровению Духа Божия, апостол возрадовался о ревности римлян и одобрил Евангелие для чтение в церквах» (Церк. Ист. к. 2. гл. 15). О том же пишут: Терт. прот. Мк.4, 5; Ориген (у Евс. к. 6, гл. 25); Иерон. (Catal. 8 и к Гевид); Епиф. (Haer. 51, 6), и др. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 194–195. См. Толк. Ев. от Марка, предисл. сн. Zell, и Герц.

к., Из рода первосвященников иудейских во времена апостолов (Деян.4:6). – Он был вместе с другими первосвященниками в синедрионе во время суда их над апостолами, Петром и Иоанном, за их проповедь о Христе, по случаю исцеление ими хромого. Но подробностей о нем никаких более не известно. Известно, что со времен Ирода, который избрание и низложение первосвященников подчинил своей власти, звание это иногда носили многие в одно и то же время. Избрание производилось незаконно, и только на время, без всякого отношение к наследственному праву, личным заслугам и происхождению от Аарона, и первосвященники низлагались также по воле царей и правителей. Поэтому и служение их было кратковременно, власть ограничена и история малозначительна. Сн. Ros. на ,Деян.4, 6.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
Offroad-buggy-racing-games-on-pc 22_17 O-povtorjajushhihsja-grehah 148 492