Источник

Кельн

Кельн (Koln, Coin, Cologue, Colonia Agrippina) – архиепископство. При императоре Августе германский народ Убии (Caesar, De Bello Gall. IV, 2) поселился на левом берегу Рейна. Их политическим центром был Oppidum Ubiorum, который в 50-х годах сделался колонией римских ветеранов под именем Colonia Agrippina (Tacit. Ann. XII, 27). Город быстро разросся и сделался главным военным городом провинции нижней Германии и населеннейшим городом нижнего Рейна.

О времени появления здесь христианства несомненных данных нет. Средневековое сказание приписывает основание кельнской церкви ученику Ап. Петра Матерну, но это известие не выдерживает исторической критики (см. «Энц.» V). Если понимать слова св. Иринея (Прот. ерес. I, 10: 2) о христианстве в провинциях Германии буквально, то следует начало христианства в Кельне отнести еще ко второму веку, так как оно распространялось сначала в наиболее населенных местностях. Более твердую почву дают заметки Евсевия (Ист. ц. X, 5: 10) и Оптата (De schism. Donat. I, 23) об участии епископа Матерна в Арльском соборе и сохранившиеся от IV века надписи (см. Kraus, Die christl. Inschriften d. Rheinlande, Freiburg 1890, стр. 283 сл.). Последние доказывают, что христиан в Кельне было гораздо больше, чем в Трире. И языческий писатель Аммиан Марцеллин (XV, 5: 31) под 355 годом называет кельнскую церковь conventiculum. Списки епископов кельнских начинаются с Матерна, участника Арльского собора, а так как мнимый ученик Ап. Петра носит то же имя, то это служит доказательством, что предание не знало никакого епископа до Матерна. Преемником Матерна был Евфрат, участник Сардикийского собора (Афанасий, Hist. Arian. ad.mon. 20 сл. Феодорит, Ц.И. II, 6 сл.), но в списках епископов он не значится, поскольку имя его было исключено, когда во время франкского владычества создалась легенда об его арианстве (подложные акты у Mansi II, 1371 сл.; критика у Реттберга, Kirchengesch. Ц. И, 123 сл.). Списки епископов далеко не полны. Напр., между 314–614 гг. упоминаются лишь четыре епископа: Матерн, Евфрат, Северин и Евергезил, хотя из других источников известно, что за это время был и еще епископ – Каренций. Пережила ли кельнская церковь падение римского владычества и франкское завоевание или, временно исчезнув, была основана и вновь, – неизвестно, но первое вероятнее и доказывается тем фактом, что в 401 году в Кельне епископ был (Северин: см. Gregor. Tur., De virt. Mart., I, 4). После завоевания кельнская церковь из латинской сделалась немецкой. Возможно, что после франкского завоевания кельнские епископы сначала претендовали на звание митрополитов, но вскоре же митрополитанская система потеряла во франкском государстве всякое значение, и кельнские епископы и в VIII веке были простыми епископами (см. в «Энц.» под словом «Куниберт»). Еще Бонифаций («Энц.» II) колебался, где устроить архиепископскую кафедру – в Майнце или Кельне, но только при Карле В. епископ Гильдеболд сделан был архиепископом (около 795 г.). Кельнской митрополии были подчинены франкская епархия Люттих, фризская Утрехт и, позднее, саксонские Мюнстер, Оснабрюк, Минден и Бремен (см. «Энц». II). Собственно кельнская епархия была очень обширна; она занимала древние владения рипуариев на обоих берегах Рейна вместе со значительной саксонской областью – Зюдерландом. Число монастырей было очень велико. Самые значительные – мужской в Вердене на Руре и женский в Эссене. Высокопоставленные кельнские архиепископы, как, напр., Бруно I (953–965 г.; см. «Энц.» II), брат императора Оттона I, Геро (969–976 г.), маркграф и капеллан императора, Ворин (976–1021 г.), воспитатель Оттона III, Герман II, внук Оттона II (1036–1056 г.), много способствовали дальнейшему возвышению кельнской кафедры. Папы дали кельнским архиепископам приматство, звание канцлеров апостольской кафедры и т. п. Они короновали немецких королей. Как канцлеры римского государства, они пользовались большим политическим значением и приобрели в XI веке звание курфюрстов. Особенно высоко поднял значение кельнской кафедры Анно II (1056–1075 г.), талантливый канцлер Генриха III, управлявший государством в малолетство Генриха IV; в 1183 г. он был признан святым. Но при его преемниках внутренние раздоры и финансовые затруднения уменьшили значение архиепископства. С половины XII века политическое значение Кельна снова подымается. Фридрих Барбаросса богато одарил архиепископство в награду за помощь в походе против Милана.

Особенно важное значение имело правление Филиппа Гейнсберга (1168–1191 г.). Он не только округлил прежние владения Кельна посредством покупок, мены и т. п., но и получил после падения Генриха Льва целое герцогство Вестфалию. С этого времени кельнские архиепископы сделались самыми могущественными князьями северо-западной Германии. Приняв участие в борьбе Вельфов с Гогенштауфенами, кельнские архиепископы вынуждены были нести и печальные последствия этой борьбы, становиться в антагонизм с папской властью, предпринимать походы и т. п. Между тем нравственный уровень и мирян, и клира очень упал, о чем свидетельствуют постановления Кельнского собора 1260 г. Начавшееся вскоре самоуправление граждан повело к новым распрям между архиепископами и городами. Они достигли крайней степени при Конраде I (1238–1261 г.), начавшем постройку знаменитого Кельнского собора (см. «Энц.» V), а окончились при Зигфриде (1275–1297 г.) победой города (битва при Воррингене в 1288 г.). Преемник Конрада Энгельберт II фон Валькенбург даже вынужден был перенести свою резиденцию в Бонн. В 1349 г. в Кельне имело место массовое избиение евреев, которые, пользуясь тяжелым положением города, сделали его своим неоплатным должником. Финансовое положение архиепископства было также печально. Архиепископ Фридрих фон Саарвенден (1370–1414 г.) просил императора ходатайствовать перед папой об уменьшении его долга Риму с 120.000 золотых гульденов до 30.000. Папа позволил духовнику этого воинственного и строгого архиепископа простить ему пролитую им кровь.

Фридрих III основал в Кельне университет. При его преемнике, слабом и расточительном Дитрихе II (1414–1463 г.), и городу, и архиепископству пришлось испытать особенно тяжелое финансовое положение вследствие войн с городом и с гуситами. Развращение клира дошло до крайности и доставило богатый материал для знаменитых «Писем темных людей». В 1463 г. соборный капитул, дворянство и 17 городов заключали союз, который ограничил власть архиепископа в известных случаях, напр., в деле объявления войны, и постановил, чтобы архиепископа избирал соборный капитул. Но архиепископ Роберт (1463–1480 г.) показал, как мало значат такие договоры; с помощью брата, курфюрста пфальцского и Карла Смелого он начал войну с противниками, но император силой принудил его к миру. Эпоха реформации принесла с собою новые потрясения. Когда Герман V фон Вид (1515–1546 г.) поручил в 1543 г. Буцеру (см. «Энц». II) и Меланхтону составить проект реформации для архиепископства, он был смещен. Управление архиепископством захватили иезуиты и искоренили здесь протестантство. Вторичная попытка реформировать архиепископство, сделанная Гебгардом II (1577–1583 г.; см. «Энц».), также не удалась, и архиепископство на целых 178 лет перешло в руки баварского дома. Баварские архиепископы с помощью иезуитов старались уничтожить протестантство в Кельне, и это им почти удалось. В политических делах баварские архиепископы стояли большею частью на стороне Франции. В 1773 г. иезуиты были изгнаны из Кельна. Архиепископ Максимилиан Фридрих (1761–1784 г.) основал боннский университет. Макс Франц Ксаверий, сын императора Франца I, был изгнан в 1794 г. французами. Избранный капитулом его преемником эрцгерцог Антон Виктор, сын императора Леопольда, не мог воспользоваться своим назначением, так как в 1801 г. архиепископство было секуляризовано, причем земли на левом берегу Рейна отошли к Франции, а остальные владения были разделены между соседними княжествами. Буллою Qui Christi Domini vices от 29 ноября 1801 г. и в церковном отношении архиепископство было разделено между соседними епархиями. Венский конгресс отдал Кельн Пруссии. В 1821 г., буллой De salute animarum было восстановлено архиепископство. Первым архиепископом был (с 1824 г.) граф Шпигель, гермесианист (см. «Энц.» IV), за которым последовал Дросте-цу-Бпшеринг (см. «Энц.» V), воинственный католик (1835–1845 г.), а затем Иоганн фон Гейссель, бывший с 1841 г. коадъютором.

Во время культуркампфа преемник Гейсселя Пауль Мелькер был низложен в 1876 г. и архиепископство было закрыто, но уже в 1885 г. оно восстановлено и архиепископом был назначен д-р Филипп Кременц.

С. Троицкий.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
Chelovek-pered-bogom-3 10922 Bm-live-on-pc 14 Mihail_Arhangelskij