Источник

IV. Характеристика царства Божия с внутренней стороны: «Царство Божие внутри вас» (Лк.17:20–21). Учение св. отцов о царстве Божием. Устроение Христом Спасителем царства Божия. Виды пастырского служения

В III главе мы определили царство Божие органически как царство природы, царство благодати и царство славы, как три ступени единого царства, в котором владычествует Бог и в котором должна исполняться Его святая воля. Человек живет в царстве природы, освящается и укрепляется благодатию в царстве благодати и все свои устремления обязан направлять к царству славы.

Какова же нравственная природа царства Божия?

В Свящ. Писании царство Божие противопоставляется царству мира сего, или мира дьявола. Последнее – царство греха и всякой неправды, зла и смерти, когда первое – царство добра и вечной жизни. В основе царства Божия лежит святая и праведная воля Божия, в царстве дьявола действует воля дьявольская или соблазненная, извращенная грехом человеческая воля. Первое царство является изначальным, самобытным, а потому и вечным. Второе не имеет самостоятельного бытия – оно явилось во времени, после измены Богу и уклонения от Его праведной воли, и подлежит упразднению. Сущность этого последнего царства не реальная, а метафизическая или, вернее, нравственная: она состоит в извращении в человеке образа Божия, в уклонении воли тварных существ от воли Творца, в извращении воли человеческой, ставшей самостною, богоборческою. Отсюда и победа над этим царством может быть только нравственной: оно держится на развращении воли, оно побеждается приведением воли человека к согласию с волей Божией, утверждением этой воли в добре.

Христос Спаситель положил начало торжеству небесного царства Своим подвигом совершеннейшего подчинения Своей воли воле Отца, до слияния своей воли с волей Отцовской. Это подчинение было совершенно добровольным (Ин.6:38; Ин.10:17–18), ибо оно утверждалось на признании совершеннейшей истинности воли Божией (Ин.18:3; Ин.5:30), абсолютно совершенным, ибо никто не мог обличить Богочеловека в грехе, и, наконец, доведенным до последнего предела, ибо оно завершилось искупительной жертвой Богочеловека за грехи всего человечества. В лице Иисуса Христа явился миру вместо не выполнившего своего назначения первозданного Адама новый родоначальник и первый, и по времени и по достоинству, совершеннейший член небесного царства. А так как, кроме Него, сразу же наметились и другие члены этого царства в лице Апостолов, все оставивших и последовавших за Христом, и в лице других учеников Христовых, и так как с этого времени уже никогда не прекратится привлечение, а вместе с привлечением и постоянный прилив новых и новых членов этого царства, то понятны заявления Спасителя, что «приблизилось царствие Божие» (Мк.1:15), уже «достигло до вас царствие Божие» (Мф.12:28) и как пояснение к тому и другому: «Царствие Божие внутрь вас» (Лк.17:20–21).

Последнее выражение Спасителя для нас наиболее ценно, ибо оно приоткрывает нам тайную сторону процесса приобщения еще живущего на земле человека к небесному царству. Это выражение показывает, что царство небесное, представляющееся венцом всех устремлений христианина, не является своего рода премией за земную жизнь человека. Оно – не награда, не воздаяние за добродетельную жизнь, оно – состояние, являющееся естественным следствием, результатом создавшегося у человека настроения его души. Человек может создать возвышенное, духоносное и богоносное настроение в своей душе, но он же может создать настроение богоборческое, бесовское. И то и другое настроение он переносит с собою в иной мир, и там соответственно упрочившемуся настроению и природе своей души он приобщается или к царствию Божию, или к царству бесовскому. Человек с небесным настроением уже на земле становится членом небесного царства и способен переживать радости райского состояния; человек с бесовским, богопротивным настроением своей души принадлежит к царству мира сего. Поскольку, таким образом, все дело во внутреннем человеке, то и переход человека из одного царства в другое совершается не внешним, а внутренним образом. Сегодняшний член царства Божия может завтра, подобно согрешившему Адаму, стать членом царства мира сего, и, наоборот, сегодняшний член мира сего, сегодняшний Савл, завтра может превратиться в Павла, «если только преобразится душа его». «Как в царство дьявола, – говорит св. Иоанн Кассиан, – вступают через совершение пороков, так царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотою сердца и духовным знанием. А где царство Божие, там, без сомнения, и жизнь вечная, а где царство дьявола, там, без сомнения, смерть и ад». «Все заключается в святилище души. Когда дьявол будет изгнан отсюда и страсти уже не будут в ней царствовать, то основывается в нас царство Божие, как говорится в Евангелии: царствие Божие внутрь вас (Лк.17:20–21). А внутри вас не что иное может быть, как знание или неведение истины и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце царство или дьяволу, или Христу. Качество этого царства описывает и Апостол, когда говорит: «Царство Божие не пища и не питие, но праведность, мир и радость во Св. Духе» (Рим.14:17). Итак, если царство Божие внутри нас находится и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царствии Божием, и, напротив, которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве дьявола, в аде и смерти; этими признаками различается царство Божие и дьявола». «Эта мысль преп. Кассиана, представителя западного подвижничества, – пишет еп. Феодор, – вполне выражает общее учение о царстве Божием и св. отцов-подвижников Востока». «Царство Божие, – говорит монах Евагрий, – есть ведение Пр. Троицы, сопровождающееся соответственным состоянием ума и наполняющее человека нескончаемо блаженной жизнью» (Доброт. I, 571). «Царство Божие «внутрь» означает пребывание в сердце человека Бога, – говорит преп. Филофей Синайский (Доброт. III, 412–413). «Царствие Божие в нас есть, – говорит преп. Симеон Новый Богослов, – когда Бог бывает с нами в единении благодатию Св. Духа» (т. 1, с. 250). Сущность царства Божия как особого внутреннего состояния человека, частнее, как восприятие человеком «обожения» или «богообщения» вполне определенно указывается почти одинаково всеми св. отцами, например пр. Ефремом Сирином (Доброт. II, 318), преп. Феодором (Доброт. III, 33–36), преп. Исааком Сирианином (II, 18), преп. Антонием Великим, – «царство Божие есть внутренее состояние души» (Доброт. I, 19–20), пр. Нилом Синайским (II, 255), св. Григорием Нисским (I, 151), св. Максимом Исповедником (Доброт. III, 243). Григорий Синаит даже признает разнообразие в человеке проявления царства Божия: «Царство небесное одно, но имеет внутри себя различия по различию имеющих войти в него, в добродетелях, в ведении и в мере обожения, ибо иная слава солнцу, иная луне...» (Доброт. V, 188). Лишается царства небесного человек через грех, который вошел в человека прелестию дьявольскою и выразился в жизни человека явлениями, совершенно противоположными тем, кои характеризуют человека как члена царства Божия» (Сим. Нов. Бог. II, 38; I, 250)33.

Подобным же образом, только с обратной стороны, характеризуется у св. отцов и царство дьявола, именно как «явление внутренней жизни человека, особое состояние его души и всей его духовно-телесной природы». У падшего человека – говорит пр. Симеон Новый Богослов – в сердце «страстность», в уме «кружение» (т. I, 215, ср. I, 84, 85; II, 44), а по словам пр. Макария Великого, человечество греховное «вскисло пороками» (Твор. Мак. Великого, с. 182). «Человек вместо духовного и божественного ведения восприял через грехопадение плотское и страстное, которое есть совершенное неведение Истинного Бога», – говорит пр. Симеон Новый Богослов (I, 226)34 Таким образом, по учению св. отцов, сам человек накапливает в своей душе то или иное богатство; это богатство он переносит в иную жизнь, и там от качества этого богатства зависит его участь.

После всего сказанного в предыдущей и настоящей главах мы таким образом определим обязанности человека по отношению к царству Божию. Человек должен: а) совершенствовать этот внешний мир, изучая и используя силы и законы его, всемерно и всесторонне борясь с последствиями греха, обнаруживающимися в этом мире, – через то и другое совершенствуя свои умственные силы и тем самым, между прочим, развивая в себе образ Божий; б) противодействовать богоборческому, материалистическому направлению человеческой жизни и в) устраивать царство Божие внутри себя. Последняя обязанность совпадает с главной и конечной целью человеческого бытия. Содействовать человеку в выполнении указанных обязанностей и призвано пастырство. Это мы видим на примере Пастыреначальника – Христа.

Пришедший на землю, чтобы исполнить волю Отца (Ин.6:38) и в то же время «взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11), сделать грешных и падших людей сынами и наследниками царствия Божия, Христос Спаситель прежде всего стремился заронить семена царствия Божия в грешные души. Его обращение с грешниками было беспрерывным сиянием для царства Божия. Его Божественное Слово, освещая глубины греховного человеческого сердца, у этих мытарей, блудниц, у самарянки, разбойника и других вызывало к сознанию лучшие задатки их богоподобного существа, возбуждало в них отвращение к греху и ставило их на путь новой жизни. Внутри их после этого зарождалось царствие Божие. Одновременно с этим Пастыреначальник производил и другую, более сложную работу, очищая ту духовную атмосферу, в которой заражались, развращались и задыхались человеческие души. Данной цели служит как возвещение Им Божественной Истины, так и постоянное разоблачение человеческих заблуждений и предрассудков: иудейско-националистических, фарисейско-ригористических, саддукейско-материалистических, языческо-натуралистических воззрений и верований с противопоставлением им истинных идеалов добра, истины и красоты, с осуждением всякой самостности и богоборчества.

Можно ли сказать, что Христос как Пастыреначальник побуждал человека к творчеству во внешнем мире и вообще вне чисто религиозной области? Можно. Думается нам, что для такого заключения Евангелие дает прямые основания, а еще более – косвенные. Притча о талантах (Мф.25:14–30) ясно и определенно восхваляет трудолюбие, энергию, предприимчивость и осуждает леность, бездействие, неиспользование человеком предоставленных ему сил и средств. Но вот ряд других мест. Вот классическое: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21), – разве не говорят эти слова: «Исполняйте не только обязанности, налагаемые на вас небом, но и обязанности в отношении земли». Возьмем притчу о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню» и т. д. (Мф.21:33 и д.). В каждом из этих слов так и чувствуется любовь, одобрение, похвала Господа этому домовитому, трудолюбивому, культурному хозяину. Но особенно ценным при решении трактуемого вопроса представляется нам изречение Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». И дальше: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:17–18). «Закон и пророки» – законы (кроме, конечно, обрядовых, имевших временное значение и упраздненных пришествием Мессии-Спасителя), выраженные в писаниях Моисея и ветхозаветных пророков. В первых же главах писаний Моисея заповеданы человеку законы, послужившие основами для развития всей последующей культуры, скажем больше, – обязывавшие человека к творческо-культурной деятельности. Таковы законы: о господствовании человека над землею и всем, что на ней, и обладании всем этим (Быт.1:28–29), о возделывании и хранении земли (Быт.2:15), об изучении животного мира (Быт.2:19–20) и др. Ясно, что Христос считал эти законы обязательными для своих последователей.

Вникая в пастырское служение Христа Спасителя, мы наблюдаем в нем следующие моменты.

Удалившиеся от Бога люди утратили истинное понятие о Своем Творце, о назначении и цели своего существования, о своих обязанностях к себе, к миру и ближним. Жалость (Мф.9:36) и любовь к людям побудили Спасителя открыть последним истины о Боге, о мире, о будущей жизни, о душе человеческой. Христос Пастыреначальник прежде всего выступает как Учитель, и Его учение раздается ежедневно при всяком удобном случае, на всяком месте.

Отдалившиеся от Бога люди стали от греха немощны и бессильны, а перед Богом преступны. Своих собственных сил им недоставало для того, чтобы и принять, и усвоить, и осуществить небесное учение. Над ними, кроме того, тяготело осуждение Божие. Для их прошлого нужно было прощение, для настоящего и будущего – укрепляющая благодать Божия. Поэтому к своему учению Христос присоединяет молитву за род человеческий и свой искупительный подвиг, завершившийся ниспосланием в мир Духа Святого! Тут Пастыреначальник выступает как первосвященник, возносящий молитву и приносящий жертву, и как жертва приносимая, как агнец Божии, принимающий на себя грехи мира (Ин.1:29).

Наконец, Пастыреначальник в своей деятельности выступает как целитель и исправитель душ человеческих, грехами отягощенных, немощных, заблудших, возбуждающий в них сознание собственной неправды, жажду новой жизни и направляющий их на истинный путь, – выступает как душепопечитель.

С учительства, после молитвы и поста, Иисус Христос начал свое служение. Еванг. Матфей повествует, что как только Христос Спаситель вернулся из пустыни после искушения дьяволом в Галилею, Он тотчас начал учить: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие царствия» (Мф4:12–17; Мф4:23). Согласно с еванг. Матфеем повествуют и еванг. Марк (I, 14) и Лука (IV, 15, 18). Содержанием Христовой проповеди было возвещение истины, что входило в задачу Его пришествия на землю, как сам Он свидетельствовал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37).

Продолжение всего Своего дела Иисус Христос передал Апостолам, а в их лице и всем их преемникам, ибо только ко всему составу пастырей, от Христа до наших дней и от наших дней до скончания века, а ни в коем случае не к одним Апостолам могут относиться слова Спасителя: «И се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). И Апостолы, и их преемники – все пастыри – ведут свое начало, пользуются своими пастырскими полномочиями от Христа. «Он (Иисус Христос), – говорит ап. Павел, – поставил одних Апостолами... иных – пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11–13).

Объем служения этого пастырского института указан в двух заповедях Господа: 1) «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22–23); 2) «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20). Значит, и своих преемников Спаситель обязал к троякому служению, предоставив им троякую власть: 1) власть водительства-душепопечения с применением в нужных случаях прощения («уча их соблюдать все»), 2) власть учительства («научите все народы») и 3) власть священства в собственном смысле («крестя их»). Первая власть утверждается специальным избранием, сопровождаемым со времен апостольских возложением на избранного рук святительских; для второй из рода в род передается преемственно охраняемое учение Спасителя, св. Апостолов и последующей Церкви; для осуществления третьей власти служит сообщаемая пастырю в таинстве священства благодать Божия, делающая пастыря орудием раздаяния различных благодатных даров, необходимых для врачевания недугов и для спасения душ.

Совокупностью всей этой богодарованной власти пастырский институт обязывается: содействовать развитию в царстве природы всякого добра, для чего прежде всего возбуждать людей к осуществлению ими своего царственного назначения и освобождать мирскую жизнь со всеми ее достижениями и формами от материалистических увлечений и богоборчества; привлекать людей в царство благодати и вести их к царству славы, «да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28).

* * *

33

Еп. Феодор. Лекции. С. 116–117.

34

Еп. Феодор. Лекции. С. 117.


Источник: Православное пастырство / Протопресвитер Г. И. Шавельский; [Послесл. М. А. Антипова]; Рус. христиан. гуманитар. ин-т. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1996. - 679,[5] с., [1] л. портр. (Серия "Живая традиция").

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
171 Парский_источник_Иоанна_Крестителя 2021-12-06 Yandex-widget-on-pc 17