Источник

Глава VIII. О священных одеждах и происхождении их

Священными одеждами называются те облачения, в которые священнослужители облекаются во время Богослужения и которые чрез богослужебное употребление свое делаются священными; для отличия же от обыкновенных одежд, они имеют определенную форму, качество материи и изображение креста.

Древность происхождения священных одежд ученые относят то к 4-му веку,1223 то к 6-му;1224 мы же на этот вопрос должны сказать, что если бы о существовании священных одежд и не было свидетельств; то и в таком случае существование их мы должны были бы признать на основании тесной связи христиан с иудейством и аналогии древних языческих религий. Но с конца 3-го и начала 4-го веков священные одежды употребляются священнослужителями открыто и отличаются от обыкновенных одежд некоторого рода роскошью. Поэтому нет сомнения, что предписание Ветхого завета, повелевающее первосвященнику – Аарону и священникам – сыновьям его надевать при Богослужении особенные, нарочитые одежды, как украшение их, и вместе, как символ священнического достоинства и отличия от всех прочих сынов Израиля,1225 и употребление особенных одежд жрецами Греческого и Римского культа, если не служили образцом для христианской церкви в 1-е века её распространения; то имели влияние на их употребление по различию степеней клира и тем самым служили противовесом для слабых в вере христианской и увлекающихся пышностью языческого культа. Все эти соображения получают больнее значение, если обратим внимание на следующие пункты:

Если в Новом завете нет ясных следов существования одежд, употребляемых священными лицами и клириками при Богослужении, и если из послания Апостола Павла к Тимофею1226 нельзя выводить заключения о существовании фелони, где сказано: фелонь, его же оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя; то всё-таки в древности было распространено предание об известных знаках Апостольского достоинства. Сюда относится рассказ Егезиппа,1227 отца 2-го века, об особенной льняной одежде (срачице, подряснике) Апостола Иакова и его золотой повязке, которую он надевал на лоб, по примеру Иудейского первосвященника, об одежде Иоанна и Марка, о роскошной одежде, похожей на нашу нынешнюю фелонь Варфоломея. Против этих древних свидетельств предания может служить возражением только невероятность, чтобы Апостолы действительно являлись в таких одеждах пред язычниками и иудеями, тем более духовные не могли носить постоянно одежды отличной от мирян во времена гонений Христианства, когда особенно преследовались лица церковной Иерархии, а следовательно, таким лицам неудобно было еще выделяться чем либо по внешности из среды мирян. Но если из того, что христианские проповедники в Турции в настоящее время не являются открыто во всех своих украшениях, было бы ошибочно выводить заключение, что они не имеют одежд отличных от мирян и в церковных собраниях; то также точно несправедливо было бы, на основании того, что в первые века Христианства духовные лица преследовались, выводить заключение, что они не могли носить особенных, отличных от мирян одежд, таких, в которых они являлись в церковные собрания.

О существовании священных одежд при Богослужении может говорить та христианская дисциплина, по которой требовалось правилом, чтобы некоторые христианские таинства, скрываемые от лиц, не утвердившихся в вере, совершались предстоятелем церкви над утвердившимися в вере в особенных, отличных от употребления в обыденной жизни, одеждах, назначенных исключительно для церковного употребления и украшенных сообразно торжественности Богослужения. Если, далее, приступающие к крещению должны были являться в одеждах белых, почему и назывались у отцов церкви снежным стадом; то что же будет невероятного в предположении, что и совершитель крещения имел такую же одежду? У Григория Назианзина говорится,1228 что «служители стояли в блестящих одеждах, по образу Ангельского блеска – чистоты». Так точно, при описании храма Воскресения Христова он говорит, что пресвитеры стояли окрест его в белых облачениях. Отсюда нельзя думать, чтобы здесь шла речь о вновь введенном обычае, а не о древнем. История 4-го века передает нам, что при крещении Императора Феодосия младшего все высшие сановники были в белых одеждах. После этого можно ли не признавать, чтобы духовные лица, совершавшие таинство, были без особенных одежд? По словам Климента Александрийского, женщина и мужчина должны идти в церковь (ἐκκλησία), прилично одетыми. Нельзя предполагать, чтобы это требование еще с большею силою не распространялось на предстоятелей и служителей общественного Богослужения. Кроме того было бы несправедливо полагать несомненность сформирования во 2-м и 3-м веках церковной Иерархии и разделения её на высших и низших лиц, и в тоже время не допускать никакой особенной одежды для этих Иерархических лиц. Не без основания в 4-м веке церковные каноны уже требуют различных одежд для различных степеней священной Иерархии. Так, в постановлениях Лаодикийского собора говорится, что «служитель не должен носить ораря, чтецы и певцы должны так читать и петь». Вальсамон (12 в.) дает этому правилу такое толкование: «орарь есть принадлежность только диаконов». Собор Карфагенский запрещает диаконам носить стихарь во всех других случаях, кроме священнослужения. Следовательно, из определения соборной власти видно различие одежд, употребляемых священнослужителями при исполнении своих обязанностей, от одежд, употребляемых вне исполнения своих священнослужительских обязанностей. Так точно и блаженный Иероним говорит,1229 что «как Ветхозаветные священники употребляли одну одежду при служении, а другую – в жизни общественной; так и мы не в ежедневных и не в очерненных обыкновенным употреблением одеждах должны входить во святая святых, но с чистою совестью и в чистых одеждах должны совершать таинства Господни». В другом месте он прямо говорит, что «Епископ, пресвитер и диакон и весь причт церковный, при совершении таинств являются облаченными в светлые одежды».1230 О Римском Епископе Стефане 3-м замечено, что он запретил священникам и левитам носить священные одежды в домашнем употреблении, но повелел употреблять их только в церкви. Особенно Григорий Великий (Папа) заботился о том, чтобы духовное и Богослужебное украшение имело форму античную (древнюю).

Приводя доказательства о древнем происхождении священнических одежд, употребляемых священнослужителями при общественном Богослужении, мы видим, что употребление их имеет начало в Апостольском предании и еще в первые три века Христианства вошло в общий обычай. Мало того, древность указывает и самый цвет священнослужительских одежд, для выражения особенного смысла и значения, именно: первоначальный цвет священнослужительских одежд был белый и оставался господствующим во все времена. О белых одеждах священнослужителей свидетельствуют Григорий Назианзин, Афанасий Александрийский, постановления Апостольские, Иоанн Златоуст, Иероним, Созомен и другие. Кроме того, из свидетельства Созомена видно, что в 4-м веке Епископы и высшее Константинопольское духовенство носило одежды и черного цвета, а новациане – белого. Папа Иннокентий 3-й повелевает священнические одежды разных цветов употреблять в разные времена. Так, белый цвет, как символ чистоты, должен употребляться в дни воспоминаний исповедников и девственниц; цвет красный – в воспоминание апостолов и мучеников; цвет зеленый – в воскресные и др. праздники; черный, известный с 5-го века, – в посты и в страстную седмицу до субботы и во дни поминовения умерших. К этим цветам присоединен цвет фиолетовый, употреблявшийся во времена Иннокентия только два раза в год; позднее в поместных церквах он употреблялся чаще и соединялся с черными цветом. В Греческой церкви, по словам Гоара, в старину употребляли, по преимуществу, цвета священнических облачений: белый – λευκός, красный – ἐρυθρός и пурпуровый (фиолетовый, темный, черный) – πορφύρεος. Одежды белого цвета употреблялись во всякое время, а одежды двух последних цветов только в Четыредесятницу и при поминовении умерших.1231

О наименовании священных одежд и усвоении их различным степеням священства: а) об одеждах диаконских

Священные одежды, получившие окончательное образование в 6-м веке и совершенно отличные от обыкновенных одежд не по назначению только, но и по форме, одни принадлежали всем священным лицам, другие только некоторым, и носили различные наименования. Так, все священные лица носили и в настоящее время носят стихарь, (στιχάριον от греческого слова στίχος стихи, строка, прямая линия), который, как одежда диакона, или подризник, как – священническая и Архиерейская, надеваемая под прочие одежды, в древности носили различные названия. Он назывался: а) alba, чем указывалось на его цвет, и устроялся из льна белого цвета. По изъяснению Германа, Патриарха Константинопольского, и Симеона Солунского, белый цвет был знаком чистоты и непорочности священных лиц; почему при облачении священных лиц в стихарь читаются слова: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одел, мя,1232 в напоминание им о чистоте; б) – tunica, выражая тем сходство с римскою туникою или с canisium, – прямой, подобно Ааронову подиру (poderis, ποδήρης), рубашкой, простирающейся в длину до пят. Начало появления этой одежды при общественном Богослужении предание относит к первым временам Христианства. В 4-м веке находим запрещение носить эту одежду священным лицам вне Богослужения. Стихарь напоминает своею формою нешвенный хитон Спасителя и те блестящие одежды Ангелов, в которых они являлись во время Воскресения и Вознесения Христова,1233 и есть символ ризы спасения и одежды нетления. Стихарь своими разрезами под рукавами напоминает о прободенном ребре Спасителя, а обшивка его из лент – истекшую кровь из ребра Его.

Кроме стихаря диакон носил и ныне носит при Богослужении орарь, (ὀράριον), длинную, узкую ленту на левом плече, опускающуюся спереди и сзади до низу. Самое словопроизводство ораря (от ὢρα, старание, стража или ὁράω, вижу, наблюдаю и orare, молиться), показывает на древнюю диаконскую должность при совершении Богослужения. В Апостольских постановлениях сказано, что диаконы должны были служить при таинстве Евхаристии, а по слову Божию,1234 они служили трапезам и на вечерях любви, для чего давалось им право носить полотенца (scholae) или платки, первоначально для опоясывания, отирания рук и пота с лица, а затем и для отирания уст причащающихся тела и крови Христовой. Им же поручалось смотреть за народом, входящим и выходящим из храма, хранить таинства и священные вещи, стоять на амвоне и указывать народу время молитвы, произносить за него с поднятием ораря прошения, и, по подражанию церкви Ветхозаветной, соблюдавшей обычай читать закон и Пророков в Иудейской синагоге и заканчивать чтение словом «аминь», давать знать народу с возвышенного места посредством колебания плата или ораря об окончании молитвы. На Западе в позднейшее время орарь носил название stola – длинная одежда, впоследствии измененная в ленту около 3-х дюймов. Об употреблении ораря при Богослужении упоминает Лаодикийский собор и святой Иоанн Златоуст.1235 Последний сообщает и о том, как диакон должен действовать сим знаком во время освящения св. даров. Орарь напоминает собой о том лентионе, которым Иисус Христос отирал ноги своим ученикам и, подобно Ангельским крыльям, выражает готовность диакона исполнять волю Божию.

Поручи или нарукавники (ἐπιμανίκια) тоже принадлежат к диаконскому облачению. Это священное облачение введено в употребление для стягивания или сжимания широких рукавов нижней священной одежды для удобного действия при священнослужении. В духовном значении они напоминают собой те узы, коими связаны были руки Спасителя,1236 затем могущество и крепость Господа, зависимость и бессилие священнослужителя, и внушают ему, как творению Божию, что только при помощи благодати Божией он может с бодрым и бдительным духом совершить священнодействие. Поэтому, при надевании поручи на правую руку читаются слова: десница твоя, Господи, прославися в крепости: десная твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы твоея стерл еси супостаты; а при надевании на левую читается: руце твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем твоим.1237 Когда введены поручи в употребление при Богослужении, сказать что-либо положительное довольно трудно. О поручах упоминает Вальсамон (12 в.), как о принадлежности Патриарха. Между тем как древность поручей некоторые писатели относят ко временам Апостольским.1238

Об одеждах священнических

Кроме диаконских облачений: стихаря или подризника, устрояемого шире и просторнее, и поручей, священнику принадлежат: а) епитрахиль (от греч. слов ἐπί на и τράχυλος шея, навыйник), одежда, по изъяснению Симеона Солунского, образующаяся из диаконского ораря таким образом: Архиерей, при посвящении во пресвитера, переносит задний конец ораря на правое плечо рукополагаемого; от чего оба конца ораря оказываются спереди в знак сугубой благодати и больших обязанностей. В напоминание того, что епитрахиль есть символ сугубой благодати священства, изливаемой на пресвитера, подобно миру в изобилию излитому на первосвященника Аарона, при посвящении его, и стекавшему с главы на браду до краев одежды его, читаются, при возложены епитрахили на выю священника, слова: Благословен Бог, изливаяй благодать свою на священники своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его.1239 Соответствуя Ветхозаветному ефоду, который возлагался Ветхозаветными священниками на плечи при молитве, епитрахиль украшалась двумя или тремя крестами, драгоценными камнями,1240 маленькими колокольчиками или пуговицами, сцепляющими края епитрахили, и составляет неотъемлемую принадлежность священника, без которой он не может совершать никакой службы.1241 Исторические свидетельства об этой одежде встречаются не ранее 6-го века. В Греческой Церкви на ней вышивалось трижды слово: «ἅγιος». В одной епитрахили, по церковному уставу, священник может совершать Богослужения: оглашение при крещении, исповедь, повечерие, полунощницу и часы, если не положено чтения из Евангелия. В епитрахили и фелони, о которой будет речь ниже, обязан священник совершать вечерню, утреню, часы, на которых положено чтение Евангелия, молебен, погребение, крещение, брак и елеосвящение. Литургию же, великое водоосвящение, вынос креста и плащаницы и все службы первого дня Пасхи священник должен отправлять в полном облачении.1242

б) Пояс, как священническая одежда, по-гречески ζώνη, введен в употребление при Богослужении по обычаю древних народов, носивших длинную и широкую одежду. Им стягивают священники нижнюю свою одежду, alb᾽у, для беспрепятственного совершения священнослужения. Пояс приготовлялся из льняной, шерстяной и шелковой материи, иногда украшался золотом и серебром. Начало его употребления видно еще в Ветхозаветной церкви, в которой повелевалось1243 Аарону носить препоясание выше чресл по персям, в ознаменование достоинства и чистоты служения. В духовном значении пояс означает Божественную силу, укрепляющую священнослужителя в служении, почему в напоминание сего он должен читать слова псалма:1244 Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя. По словам Симеона Солунского,1245 пояс изображает лентион, которым препоясался Иисус Христос на тайной вечери, умывая ноги ученикам.

в) Фелонь или феноль. Так называется верхняя, круглая, без рукавов священническая одежда (от греч. слова φαννόλιον [φαιλόνιο, φαινόλης, φαινόλου, φαινώλης, φαινώλου] латинского – penula, planeta и casula всепокрывающий). Она в древности устроилась так, что покрывала все тело и имела одно только отверстие для головы;1246 для удобного же действования при священнослужении поднималась спереди посредством шнурков. В настоящее время спереди фелони делают вырезку для большего удобства при служении. Употребление фелони известно было на Востоке ранее Христианства. Тогда фелонь защищала надевающих её поверх других одежд во время зноя, дождя и холода. В Христианстве о ней упоминает Апостол Павел, говоря: фелонь его же оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси.1247 Сведение о фелони, как Богослужебной одежде встречается у св. Златоуста,1248 Григория Назианзина и Исидора Севильского (7-го в.). По изъяснению Германа, Патриарха Цареградского, фелонь или риза напоминает то вретище, или ту багряницу, в которую облечен был Спаситель для поругания на дворе Пилата. По словам св. Златоуста и Григория Назианзина, риза напоминала вечную правду, исполненную на земле Иисусом Христом, чрез которую дарована людям истинная свобода; потому-то при надевании фелони повелевается читать слова: священницы твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии твои возрадуются.1249 В древности1250 фелонь была принадлежностью не только священников, но и Епископов,1251 Митрополитов и даже Патриархов, и отличалась от священнической фелони многими, нашиваемыми на ней, крестами, от чего называлась полиставрионом (от греч. πολυσταύριον).1252 По словам Симеона Солунского, такая фелонь означала страсти Спасителя. В Русской церкви полиставрион носили Митрополиты, а потом, заменившие их в церковном управлении, и Патриархи. Во времена Симеона Солунского1253 он принадлежал всем Епископам.1254

Примечание. Апостол Павел пишет Тимофею, что прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении;1255 потому в настоящее время некоторые священники награждаются при Богослужении набедренником (ἐπιγονάτιον). Это четырехугольная, продолговатой формы, одежда, как свидетельство доброй и прилежной пастырской деятельности. При надевании его повелевается читать слова: препояши меч твой по бедре твоем, сильне,1256 для напоминания того, чем должен быть вооружен пастырь церкви, – так как набедренник, в духовном значении, есть духовный меч, то есть, глагол Божий. Как принадлежность священническая, набедренник появился только в нашей русской церкви, а с какого времени решить трудно. Известно только, что в 16 в. он отличался от палицы, как видно из грамоты Митр. Макария от 6-го января 1561 г., которою он благословляет служить Троицкому Архимандриту Елевферию и будущим по нем Архимандритам с набедренником и палицею.1257

Об епископских одеждах

Кроме священнических одежд, Архиерей, как носящий образ самого Христа, имеет еще одежды, исключительно ему одному принадлежащие, которые пополняют комплект священных одежд и в которые он всегда почти облачается (в полное облачение) для священнослужения. Они следующие: а) Саккос, который по переводу с Еврейского значит вретище, рубище и власяница. Эта одежда, похожая на Ветхозаветный первосвященнический ефод1258 и саккос греческих Императоров, собственно принадлежала царям и пожалована была ими Константинопольским Патриархам. Сначала надевали эту одежду сами Патриархи по свидетельству Димитрия Хоматинского (13-го века) Архиерея болгарского, только три раза в год: в Пасху, Рождество Христово и в Пятидесятницу. Поэтому, как редко употребляемое при Богослужение облачение, саккос и не мог быть общепринятым в церкви. О существовании его до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона1259 он делается принадлежностью только одного Патриарха. При Симеоне Солунском саккос был обыкновенно верхней Епископской одеждой. В Русскую церковь он вывезен был из Греции Митрополитом Фотием Киев. (1409–1431). С утверждением патриаршества в России, наши Патриархи носили саккос, в отличие от Митрополичьего, с нашивною епитрахилью, украшенною жемчугом, по примеру нагрудника Ааронова. О богатых русских Патриарших саккосах дают понятие те из них, которые сохранились до ныне в Московской Патриаршей ризнице и употреблялись особенно Патриархом Никоном в 17-м столетии, начиная от 1653 г.1260 С 1702 г. Император Петр Великий жалует саккосом некоторых Архиепископов и Епископов, а с 1705 г. он делается общею одеждою и всех Епископов. В духовном смысле саккос, что и фелонь, означает вретище, и, как одежда узкая и тесная, употреблялся в древности публично кающимися, или саккос напоминал о той червленной ризе, в которую был облечен Спаситель.1261 Поэтому Архиерей, облачаясь в эту одежду, обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотою своего служения.1262

б) Омофор, – (от ὦμος – плечо – и φέρω несу pallium, ἱερά στολή, pectorale ephod), как священная одежда, носится на плечах и принадлежит исключительно одному Архиерею, уподобляя его первосвященнику, Иисусу Христу. Соответствуя Еврейскому ефоду, омофор всегда был знаком Епископского достоинства, без которого он не может совершать ни одного Богослужения. О нем упоминает Тертуллиан под именем pallium, а Григорий Назианзин говорит, что ἱερά στολή есть украшение Римского Императора, как первосвященника, и Константин Великий в первый раз дал его Епископу Иерусалимскому.1263 Но есть еще древнее предание, которое относить эту священную одежду к 1-м временам Христианства, утверждая, что Божия Матерь своими руками сделала омофор для св. Лазаря, Епископа Кипрского, воскрешенного Иисусом Христом. Так точно Епископ Иерусалимский Иаков, брат Господень, Ев. Марк и Ап. Петр, Еписк. Александрийский носили омофоры и оставили их своим преемникам.1264 По свидетельству Германа, патриарха Цареградского, омофор, украшался пурпуровыми крестами, почему он назывался иногда полиставрионом. В древности омофор делался из овечьей шерсти,1265 в напоминание о заблудшей овце, обретенной пастыреначальником, Иисусом Христом, Который восприняли на себя естество человеческое, вознес его на небеса и посадили одесную Бога Отца.1266 Архиерей, облачаясь в эту одежду, носит в это время образ Иисуса Христа и является, подобно Ветхозаветному первосвященнику, облекавшемуся в ефод и подир, ходатаем за свою церковь, что напоминается ему при облачены в омофор. Отсюда видим, что Архиерей, при общественном Богослужении, то возлагает на себя омофор, то отлагает, давая тем знать, что он в иное время при Богослужении представляет собою образ Иисуса Христа, а в другое – образ Его служителя.

в) Палица, или наколенник (ἐπιγονάτιον) есть квадратный плат с изображением креста, привешиваемый при бедре в знак духовного оружия, которое есть глагол Божий и которым должен вооружиться Архиерей, как представитель и блюститель веры и благочестия, против всякого неверия и нечестия, что выражается в словах, при надевании палицы. В древности палица была принадлежностью только Архиереев,1267 потом в Греческой и Русской церкви она усвоена, как награда, Архимандритам, Игуменам и Протоиереям. Еще о Патриархе Никоне известно,1268 что он, созидая Иверский монастырь, настоятелю оного, Дионисию, мужу искусну и Божественного писания исполнену, добродетельну, чести ради той св. обители благословил и его будущим преемникам служить Божественные службы в митре с палицею, с ковром, сукном на посохе. Палица в 16-м веке отличалась от набедренника.

г) Панагия, всесвятая или Енколний – (от ἐγκολπίζω сохраняю на груди) крест, носимый, как знак победы над врагами спасения, считается при Богослужении принадлежностью Архиерея. Она произошла из тех древних, круглых ковчежцев, заключавших в себе частицы св. мощей или фрагменты Священного Писания, и имела на себе священные изображения. На эти ковчежцы указывает св. Златоуст1269 и Никифор, Конст. Патриарх. Последний говорит, «что в его время между христианами обращалось много таких ковчежцев, сохранившихся от древнего времени, с изображением страданий Спасителя, Его чудес, славного Его воскресения».1270 Преосвященным Саввой, Архиеписк. Тверским в указателе синодальной ризницы (ст. 12) в объяснительном словаре дается панагии следующее объяснение: «слово панагия – всесвятая собственно принадлежит Божией Матери: в церковном же употреблении им означается просфора или часть, изъятая из просфоры в честь Божией Матери и возносимая в обителях с молитвословием за трапезою, в воспоминание явления Богоматери Апостолам, по вознесении Её на небо. Часть сия полагалась обыкновенно в складной ковчежец, который от сего получим наименование панагиара и у которого на одной половине всегда представляется изображение Божией Матери, а на другой – образ Спасителя, или св. Троицы. Впоследствии, название содержимого дало содержащему, и в общем употреблении панагия принимаема была вместо панагиара. Вопрос, каким образом это наименование сделалось принадлежностью или отличительным знаком Иерарха, объясняется так: как настоятели обителей за трапезою возлагали на себя ковчежец с Богородичным хлебом; так Патриархи и прочие Архиереи первоначально стали устроять, по подобию сих панагиаров, и носить на себе изображения тех святых, во имя коих устроены их престольные храмы.1271 Возлагать при Богослужении две панагии началось не ранее Патриарха Никона.1272 Панагия соответствует Ветхозаветному наперснику1273 с сокрытыми в нем урим и туммим. В настоящее время на ней изображается Спаситель или Божия Матерь.

д) Митра (от греч. μίτρα повязка), есть украшение головы, называемое Евсевием венцом.1274 Она заимствована христиан. церковью от Ветхозаветной и напоминает собой о терновом венце Спасителя, и есть символ царственного достоинства. Начало свое митра ведет от 1-го века Христианства. Еще Иоанн Богослов украшал свое чело повязкой, по подобию Ветхозаветного первосвященника, носившего золотую дщицу или кидар с словами: «святость Господа»; так точно носили на голове увясла или кидары Апостол Иаков, Иерусалимский Епископ, и св. Марк.1275 Более известное наименование митры было у древних: στέφανος, κίδαρος, диадема, и до 6-го века мало чем удалялась от своей первоначальной простоты. С 6-го века митра украшалась шитьем и священными изображениями. В 8-м и 9-м веках митру носили в Западной церкви, кроме Епископов, и Аббаты. В 12-м веке на Востоке она была принадлежностью некоторых Архимандритов знаменитых монастырей. Патриарх Никон предоставил Иверскому Архимандриту Дионисию носить митру ради чести св. обители.1276 Митру с крестом1277 наверху собор Московский 1675 г. предоставил носить только Патриархам и Митрополитам, а без креста – Архиепископам и Епископам. В 1705 г. Император Петр Великий дал право носить митру всем без исключения Архимандритам, а с 1727 г. митрою стали награждать и некоторых Протоиереев.

е) Архиерею, после посвящения в святительский сан, по окончании Литургии, вручается, как пастыреначальнику, посох (pedum), патериссу (от πατήρ), пастыреначальнический жезл. Епископский посох устрояется обыкновенно с поперечиной на верху или с змеевидными главами, взаимно назад обращенными, и имеет наверху крест, а патриарший – двойной крест. По свидетельству ученого Монфакона, посох греческого Архиепископа, равно как и Архимандрита, имеет форму Т, а по Гоару вид # (см. стр. 393). Что посох имели право носить при Богослужении и Архимандриты, об этом узнаем из истории Патриарха Никона.1278 Принадлежность Архиерейского посоха – сулок или небольшой четвероугольный плат, коим при рукоятии обвертывается посох.

ж) Архиереи и Архимандриты носят при Богослужении, в известные времена, мантии. У Архиерея она бывает не черного цвета, как монашеская, а лилового или другого какого-либо с скрижалями и источниками, напоминающими о духовном просвещении, исходящем из уст Архиерея и истекающем из источников воды живой – слова Божия, а скрижали или поматы или четвероугольные платы, пришиваемые к верхним и нижним краям мантии, должны напоминать о двух заветах Ветхом и Новом, откуда ему надлежит черпать слово Божие. О Патриархе Никоне говорится,1279 что его мантия была зеленого бархата с источниками из белой тесьмы с красною полоской посредине, а скрижали на мантии – малинового бархата с изображениями на них Херувимов, вышитыми золотом и жемчугом.

Примечание: Следующие отделы программы, изданной Святейшим Синодом для духовных Семинарий, как-то: о сосудах и Богослужебных книгах, по нашему разумению, должны быть рассматриваемы при исследовании тех составных частей Богослужения, в которых они употребляются. Напр., о большей части сосудов, употребляемых при Богослужении, естественнее говорить при исследовании Литургии и других таинств, которые не могут обойтись без известных сосудов, что мы частью и делали. Речь о Богослужебных книгах должна быть при исследовании составных частей Богослужения – чтения Священного Писания, пения священных песней, и проч.; по местам и об этом мы дали исторически сведение, согласно предпринятой цели издания руководства по Литургике.

* * *

1223

Ренан, Бока, Балюзий, Томазий и др.

1224

Бинтерим р. Пелликций.

1227

Тоже говорят Ириней, Евсевий и Епифаний (4-го века).

1228

В одном его стихе песни.

1229

Бл. Иерон. в толк. на слова прор. Иезекииля.

1230

См. Аннал. Барония.

1231

Евхол. Гоара ed. 2. Venetiis, 1730 pag. 97.

1232

Ис. 61:10. см. служеб. в чине литургии при облачении.

1235

Бес. на Ев. Лук. de Filio perd.

1236

Сим. Сол. о хр. гл. 42.

1238

Опорий (in Gemma animae, lib. 1. сар. 215. См. начерт. цер. ист. Преосв. Иннок. в 4 отд. 4).

1239

Служеб. Литур. Иоан. Злат. в начале; Пс. 132:2.

1240

В Желтиковском монастыре Тверской епархии епитрахиль святителя Арсения украшена жемчугом и вышита золотом, конца 14 в. В синод. ризнице хранится драгоцен. епитр. св. Петра и Фотия. См. указат. Тверск. Архиеп. Саввы.

1241

Нов. скр. ч. 2. гл. 6. § 16.

1242

См. Лит. Хорошунова ч. 1. ст. 133.

1245

Тракт. о храме гл. 40.

1246

Подобие такой одежды можно встречать в С.-Петербурге в Исаак. соборе, подаваемой один раз в год в великий четверток во время обряда умовения ног.

1247

2Тим. 4:13; см. указатель для обозрения Московск. Синод. ризницы Арх. Твер. Саввы стр. 19 в объясн. словаре.

1248

Златоуст. бесед. на 2 Тим, 4:13.

1250

Цер. ист. Инн. ч. I, стр. 192.

1251

В служебниках 16-го века сказано: по входе в алтарь, Епископ идет прямо к жертвеннику и совершает проскомидию, после которой, ставши пред престолом, читает молитву: «Боже Святый, иже на святых почиваяй», потом берет кадило и совершает каждение всего алтаря, яко же и всегда, диаконом предходящим с двема свещами и протопоп и ин священник по Архиепископе «идучи дрьжаще ускрай его фелоня». рук. м. Синод, биб. № 310; смот. Сим. Фесс., о храме.

1252

Об этом свидетельствует Вальсамон и Зонара.

1253

Сим. Солун. о хр. ст. 230 Нов. скриж. ч. II, гл. 6.

1254

Подробности об этом предмете см. в указателе Синод. ризницы Саввы, Архиеп. Твер. стр. 18.

1257

Ист. р. Иер. изд. 2, ч. I ст. 357, см. указат. Синод. ризницы Преосв. Саввы Арх. Тверс. ст. 12.

1258

Эта одежда состояла в Вет. завете из двух тканей, сделанных из золота, виссона и шерсти, гиацинтового, пурпурового и червленного цвета, соединенных вверху двумя нарамниками, на которых сияли в двух камнях имена колен Израилевых, а внизу прикрепленными к оным опоясаниями (начер. биб. ист. пер. IV).

1259

См. Вальс. кн. de privileg. patriarch. pag. 446.

1260

Кроме царских саккосов, аксамитного золота, низанных жемчугом и украшенных серебро-позлащенными дробницами и разноцветными камнями (от 1653 г., 1655 г. и др.). Патриарх Никон, по словам диакона Павла Алеппского, грека, бывшего в России с Александрийским Патриархом Макарием, сам устроял себе саккосы из желтой Венецианской парчи, вышитой чистым золотом, аршин которой стоил более пятидесяти динариев (рублей). Саккос этот по всем краям, на четыре пальца ширины, усыпан был крупным жемчугом и драгоценными камнями высокой цены. Он стоил будто бы более тридцати тысяч динариев и был невыносимо тяжел. Епитрахиль при нем, усаженная жемчугом, весила целый пуд, так что Никон, при всей своей крепости, оставался в этом саккосе только до окончания канона (на празд. Пасхи 15 апр. 1655 г.), и потом надел на себя в алтаре саккос полегче. Надеваемый саккос в праздник Рождества Христова стоил 7 тысяч золотом. «Подобных вещей у него, замечает Павел Алеппский, более 100, хранящихся с самых древних времен». Путеш. Макар. кн. XI, отд. I, кн. 13, отд. 9 в т. 11. 105–106, 233; см. цер. ист. Макар, т. 12. стр. 286.

1262

Литур. Лебед. ч. I, ст. 151.

1263

Ист. Иннок. ч. 1. 4. об одеждах.

1264

См. Иоан. Диак. в жизн. Григория; Исид. Пелус. Epist. 146.

1265

Исид. Пелусиот, кн. 1. писм. 136; Сим. Солун. о Христе.

1266

См. Pertsch tractatio Canonica de origine, usu et auctoritate pallii Archiepiscopalis. р. 35. Helmstadt. 1774; цер. ист. Иннок. век. IV. отд. 4.

1267

Об этом свидетельствует Вальсамон в книге de privilleg. Patriarcharum.

1268

Цер. ист. Мак., т. 12. ст. 249.

1269

Злат. бес. о статуях.

1270

Лит. Лебед. ч. 1. ст. 152.

1271

О служ. и чиноположен. Прав. ц. изд. 3 ст. 177 и 178 м. 1844 г.

1272

См. рук. Син. библ. № 914 л. 86, 87.

1274

Цер. ист. Инн., об одеждах.

1275

Там же.

1276

Цер. ист. Мак. т. 12. ст. 249.

1277

О митрах Патр. Ник. см. цер. ист. Макар. т. 12. ст. 288.

1278

Цер. ист. Мак. т. 12. ст. 249.

1279

Там же 286 ст.


Источник: Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении, применительно к программе, изданной Учебным комитетом для учеников духовных семинарий / Сост. настоятель Желтикова монастыря архим. Гавриил. - Тверь : типо-лит. Ф.С. Муравьева, 1886. - 582, VIII, [1] с.

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
Tajik---arabic-translator-on-pc Com.landsharkgames.zenkoi2.android Com.CampingSimulator:TheSquad Pinterest-lite-on-pc 283