И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 22. Апостолат мирян

Рад вас приветствовать.

Так. Сходите во 2-й класс и посмотрите на столе икону (фотокарточку) Божией Матери. Не оставил ли я там? Попросите разрешения. И на столе должна лежать фотокарточка.

Вот выходим мы за границы Евангелия и попадаем в область новую для нас –Πραξις αποστολον– «Дела Апостолов», или книга «Деяний Апостолов». В этой книге <...>

Благодарю Вас – вот мне дали икону, фотокарточку одной и той же иконы в трёх видах. И женщина, которая дала эту фотокарточку, говорит, что она была выкуплена у сатанистов. Они кощунствовали над ней, а вот молодой человек говорит, что это было в тридцатые годы, когда Церковь>. И вот три образа одной и той же иконы – на двух Она с закрытыми глазами, на третьем – с открытыми. Вот, если кто хочет посмотреть – может быть, видел? А? И что ся вам мнит?

Я вот думаю, что самая серьёзная апологетика в пользу иконопочитания – это как раз вот наши чудотворные иконы и чудеса, какие от них происходят. Лучшего свидетельства, что такая форма поклонения иконам и, вообще, что богослужебный культ угоден Богу – в земных, добавим, условиях, – лучше вот этих доказательств нет ничего. Хотя вы открываете книгу Апокалипсис и читаете в ней следующее <...> – откроем все Апокалипсис. Я сейчас скажу, какую главу: где он видит сходящий с неба Небесный Иерусалим – синоним Царства Божия. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря [а море – это синоним хаоса – 21-я] уже нет». И дальше описывает нам размеры Небесного Иерусалима и материалы, из которых он сделан, этот город.

Говорится – 16-й стих, – что «Город расположен четвероугольником, длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны <...> Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятоесардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолит, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хризопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатоеаметист».

Мы выпали из контекста этой библейской символики, и символика драгоценных камней, библейская символика, нами утрачена. Это надо читать соответствующие материалы и смотреть – что бы значили по духовному своему смыслу эти камни, почему они расположены в такой последовательности? Вот древним, очевидно, всё это было ясно. Нам же, людям .  Это утрачено.

Символика цветов, символика драгоценных металлов – почему вот одни подножия сделаны из меди, другие из золота – подножия? Почему мы видим в одном месте украшения из серебра, в другом – полированная медь и так дальше? Но вот самое-то главное что – 22-й стих: «Храма же я не видел в нем». Вот у нас сейчас всё сосредоточено с храмом – с «церковью», как мы называем, – мы не мним свою жизнь без прихода, без храма с его украшениями. «Храма же я не видел в нем [в этом небесном Иерусалиме], ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец». Вот та слава Божия, которую видели древние евреи в виде светлого облака.

Светлое облако наполнило Соломонов Храм при освящении (см. 3Цар. 8:10), светлое облако вошло в скинию, которую освящал Моисей (см. Исх. 40:34–38), и везде мы вот наблюдаем . При освящении наших храмов наверняка происходит то же самое, когда Господь благодатью Своей уже делает это место освящённым по особому чину. Один сторож, осматривая , вышел обойти храм, увидел в алтаре свет и думает:

– Да что же это за свет-то? Может быть, я забыл потушить лампады?

Пошёл, заходит в алтарь и обмер – у престола с огенными – на груди – руками стоит Ангел. И вот ему было открыто.

– С какого же ты времени здесь стоишь?

– Я приставлен к храму с момента его освящения.

Поэтому есть Ангелы-хранители у людей, есть Ангелы-хранители у государств, Ангелы-хранители у храмов. «Простите, Ангелы-хранители храма сего», – так прощался Григорий Богослов, когда выяснилось, что против его кандидатуры на кафедру выступают около ста пятидесяти епископов. Это чтобы из-за меня была буря в Церкви – из-за моей кандидатуры? Да бросьте меня как Иону, в море, и пусть водворится великая тишина. И стал прощаться и , в частности, его фраза: «Простите, Ангелы, хранители церкви сея». И вот оказывается, всё это в действительности есть.

Читайте внимательно акафист Архистратигу Михаилу – сколько там найдёте вот такого материала относительно того, что Ангелы руководят и народами и направляют их восход к Небу. Они участвуют в жизни и вообще, если вы посмотрите Послание к Евреям. Посмотрите – Послание к Евреям, найдите 1-ю главу.

              1-ю главу, и в этой главе мы читаем – 13-й стих: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: “седи одесную Мене”»? Никому. Эти слова адресованы Христу, Сыну Его: «Седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Пс. 109:1). А что, после этого не седи? Это значит – «доколе» – седи вечно! Не до определённого времени, а седи вечно.

А что об Ангелах сказано? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). А кому не хочется наследовать это спасение? Да каждому из здесь сидящих. Значит, есть и Ангелы-хранители, Небесные Силы посылаются Богом для служения тем, которые имеют наследовать спасение. Вот видите? Ты малым чим человека умалил от Ангел; славою и честию увенчал его и поставил его над делами рук Твоих (см. Евр. 2:7). Можно представить, как бы они совершали Литургию, если бы Господь им поручил совершать эту Литургию!

Так вот, оказывается, не им дано, а людям. И Иоанн Златоуст скажет в одном из Слов о священстве: я думаю, что священник совершает за Престолом, выше творения Богом міра; ибо Бог из небытия в бытие приводит материю, священник же, в силу своего сана, материю обращает в плоть и кровь Бога. Он выступает выше, понимаете, Творца: Тот приводит материю, этот материю – хлеб и вино претворяет под действием благодати Духа в плоть и кровь Бога.

Поэтому, когда Моисею давали заповеди – Десять Заповедей, ему было сказано: освяти народ (см. Исх. 19:10). А к священникам особое обращение: освятитесь, чтобы не погибнуть (см. Исх. 19:22). Ибо время начаться суду с Дома Божия (см. 1Пет. 4:17). Первую ответственность понесём мы. В том чине, в каком каждый будет иметь отношение к Церкви. Чтец ли, иподьякон, дьякон, свещеносец какой-нибудь, алтарник, пономарь или, понимаете, певчий – это всё чины. На всё читаются молитвы. Нельзя носить : ах, я благословляю Вас носить стихарь, или подрясник. Да нельзя так просто! Нужно прочесть молитвы особые на посвящение и иметь право носить эти одежды!

Так. Вот мы выходим за пределы и видим, что Церковь Божия начинается с Сионской горницы: Мати Сіоне, Божіе жилище! Ты бо пріялъ ecu первый оставленіе грѣховъ, воскресеніемъ (см. На “Господи воззвах” стихиры воскресные, гл. 8 – Радуйся, Сионе святый...). Вот Сионская горница – комната, где разместились сто двадцать человек. И они в день Пятидесятницы удостоились даров Святаго Духа. А под полом тоже изображён человек в короне. Я думал: а что же он там делает? Почему он ? А это, оказывается, живописец так изобразил род человеческий. Он в тени и сени смертной сидит, и ждёт своего просвещения (ср. Лк. 1:79). И вот это просвещение несут в мір сто двадцать человек, – вот те, кто находились в Сионской горнице. Вот небольшое число (ср. Лк. 12:32), небольшая закваска (ср. 1Кор. 5:6), которая должна быть вложена в три меры муки, да вскиснет всё (ср. Мф. 13:33), и всё преобразится в Христово тесто (ср. 1Кор. 5:7).

И наша Пасха, Христос, заклан за нас, это во-первых, а мы должны из себя представлять не опресноков порока и лукавства, а опресноки чистоты и истины (см. 1Кор. 5:7–8). Вот как это соблюсти и исполнить, поскольку Церковь ещё вот только готова проявить себя, а уж ереси, лжеучения приготовились нырнуть туда? Вот в Соборном Послании акцент особый делает Апостол Иоанн, что кто не исповѣдуетъ Іисуса Христа во плоти пришедша, тотъ есть антихристъ (см. 2Ин. 1:7). Что это за во плоти пришедша? Надо сделать акцент.

Да, считали, что для Христа непозволительно включить в Свою природу – нашу материальную, физическую природу. Бог дистанцировался от этого всего – мы и материя. Вот взгляд на материю как на зло – он свойственен гностикам. Ведь, если Бог принимает наше тело, значит, наша природа человеческая имеет в очах Божиих великую ценность. Он не расстался с телом и после Своего Воскресения, не сбросил его, как ненужную кожу отмершую, как вот змея сбрасывает периодически, нет. Он преобразил его, и вознёсся с телом на Небо, и восседает одесную Бога с телом – преображённым, обладающим способностью мгновенно появляться, преодолевая любые пространства, и проходить дверемъ затвореннымъ. Вот почему они  и думали сначала, что духа видят.

Не думайте, что это дух! Духъ плоти и костей не имѣтъ, какъ видите Мя имуща. Осяжите Мя, – ну, чтобы вам убедиться, что это не зрительная галлюцинация (см. Лк. 24:36–40). Вот надо было убеждать – ересь уже готова была. Так же вот и другие. Всё ждёт своего часа, и всё направлено, и противодействует распространению Царства Божия на Земле. Есть блаженного Августина> «О Граде Божием». В нём он не только вот историософию этого вопроса хорошо раскрыл, но и показывает сосуществование двух параллельных градов – Небесного, Церкви, и земного царства, которое строил сначала Каин. Что первым было его строительством? Город!

А что сделал Нимрод, или Немврод, – сильный зверолов пред Господом? В 10-й главе . Тот на насилии и крови построил первую империю, известную нам из Священного Писания, и после него вот и пошли всемірные завоеватели, которые и создавали эти громадные чудища – на крови, на уничтожении миллионов людей, порабощении и истреблении, увечении их! И вот их прославляют потом как «богов». Да и все боги, – скажет потом Иоанн Златоуст, – у язычников – это их люди: вожди, основатели царств, которых потом народ по слепоте своей обожествил. Вот то же хотел сделать диавол и с народом избранным, чтобы открыть захоронение Моисеево для обожествления его и поклонения ему. Но появившийся Архистратиг Михаил, не произнося укоризненного слова, властно сказал: да запретит тебе Господь, диаволе! И этого было достаточно, чтобы связать его волю.

Так. Вот видите, вот это и изображён в короне мужчина в подполье, в тени и сени смертной, и вот он ждёт своего часа просвещения. Уж мы не будем ставить перед собой планетарную задачу такую – обратить весь район, допустим, где вы живёте, а хотя бы заронить зерно веры в тех людей, которых Бог на вас выводит. Вот мы не должны, как сектанты, ходить, звонить и совать в руки всякие книги и брошюры и приглашать, заманивать к себе. Совершенно другое.

Другое! Дух Божий будет выводить на вас тех людей, которым вы можете, должны сказать спасительное слово. И вот здесь не нужно удерживаться. Вот мы имеем запрет не метать бисер перед свиньями (см. Мф. 7:6) – с такими людьми не нужно и разговаривать на эти темы. Они втопчут всё это в землю, и опошлят, и осквернят; и виновными будем в этом мы. А вот, если действительно Господь вывел на вас человека , что он может возродиться, может – от вашего слова, вот здесь надо с ним позаниматься, и поговорить, и найти время и для встреч, и для бесед, и для совместного хождения в храм.

И некоторых можно только слегка толкнуть, а уж скорость он будет набирать сам; а других на себе нужно тащить, как груз. И вот мне рассказал очень такую и грустную, в то же время историю, что вот один брат – ну, весь в Боге, другой – прекрасный врач, специалист, никак не может прийти к вере, и, более того, даже какие-то попытки – чуть ли не, знаете, мрачные, уныние – чуть ли не с собой свести счёты, с жизнью. Прекрасные способности. Я говорю: ну что так? Если будешь на него сильно давить, то, кроме агрессии и отторжения, ничего не будет. Надо молиться. Надо за него молиться, потому что только Бог может сделать с таким человеком. И вот здесь молчание будет преступно.

Надо беседовать и от вашей беседы он, глядишь, и будет восходить от силы в силу. Совершает-то благодать, а награда-то будет вам. Почему? Да мы недостойны, чтобы каждому, как Савлу, на пути являлся Господь Сам и говорил: что ты гонишь Меня? – Кто Ты, Господи?– Я Иисус, Которого ты гонишь (см. Деян. 9:1–5). Это Мой избранный сосуд, – вот, что о нём сказано (см. Деян. 9:15). Но вот избранный-то избранный, а вот дальше-то идёт запятая, да и говорится об этом избранном сосуде: И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (см. Деян. 9:16). Вот, с чем связано избрание!

Вот, с чем связано избрание. А Иеремии, вспоминайте, что было сказано? Смотри, передавай всё, что Я тебе говорю. Не убавляй к тому и не прибавляй. Ибо Я бодрствую над словом Своим и слежу, чтобы оно быстро исполнилось. А если не так, Я поражу тебя в глазах их. Тебя первого (см. Иер. 1:17). Вот это ответственность такая.

У нас, следовательно, не должно быть сектантского подхода вот такого – одёргивать за рукав первого встречного-поперечного, но в то же время вы сами поймёте, что вот эта встреча промыслительна и с этим человеком нужно позаниматься и сказать ему некие слова – слова жизни, какими спасёшься ты и весь дом твой (см. Деян. 10:6). Кстати. Где эти тексты? Этот текст? Вот центурион? или воин римский – Корнилий сотник. Он до крещения удостоился того, что явился Ангел Божий ему. Его молитвы и милостыни дошли до Бога, – говорит Ангел.

Ну, можно бы и успокоиться, но Ангел говорит: этого ещё недостаточно. Ты должен послать людей в Иоппию, чтобы, вот, пришёл к тебе оттуда Симон некий, и вот он скажет тебе слова жизни, какими спасёшься ты и весь дом твой (см. Деян. 10:1–8). Вот эти слова жизни (см. Флп. 2:16) Господь и вложит в ваши уста. Несмотря ни на возраст, ни на что. А если вот не скажем этого и упустим, кровь его Я взыщу: он погибнет. Он погибнет, но кровь его взыщу от твоих рук. Почему? Потому что ты должен был сказать и не сказал (см. Иез. 3:18).

Вот, братья и сёстры, какая лежит ответственность на нас на всех как миссионерах. Потому что изолировать себя, живя в таком мегаполисе, мы не можем; у нас происходят встречи, и довольно часто, с разными людьми; и вот есть мятущиеся души, которые не знают, где главу приклонить, где найти . И вот он мне написал это сочинение своё. Я, говорит, только краем слуха услышал, что вот может помочь Церковь: «Ты можешь найти себе помощь в Церкви». Я вот этому слову , приняв это слово, пошёл к отцу Иоанну Кронштадтскому – а тогда ещё только открылась эта обитель – и там встречаю женщину, подругу своей покойной матери, которая занималась, вот, паломничеством. Устраивала экскурсии на Валаам. И вот с этого началось моё возрождение.

Вот бросить такую фразу, а глядите, что получается: мертв бѣ и оживе, изгиблъ бѣ и обрѣтеся (см. Лк. 15:24). У него даже друг не поверил, что это он: «Ты себе сделал пластическую операцию». Вот, в каком он был страшном состоянии, что лик-то его был зверообразный. И вдруг благодать начинает человека постепенно выправлять. Так вот вся книга “Деяний” нам об этом и говорит, как слово Божие сеется в міре, какой может приносить плод, какие противодействия возникают у апостольской проповеди – и часто результат не соответствует ожиданиям.

А потом, знаете, у нас ведь всё это построено в большинстве-то случаев на каких-то эмоциях, на каких-то порывах, а потом они прогорают, как порох, нужен подвиг, а на подвиг силы нет, чтобы сказать: «Не буду с понедельника осуждать». Это только сказать легко, а, вот, как приступить, чтобы действительно не осуждать и видя не видеть – так это подвиг целый. Это целый изнурительный подвиг. Поэтому надо .

И когда этот Анания, пророк, которому Господь велел исцелить Савла, он говорит: «Да я боюсь! Боюсь и появляться перед ним. Он и сюда-то ехал с целью хватать всех, как он считал, последователей этой Назорейской ереси». Не бойся, иди. Он – Мой избранный сосуд (см. Деян. 9:10–15). Вот, в конечном итоге никто сам себе не делает чести, но званный от Бога. Как и Аарон (см. Исх. 4:27). Вот не исключайте себя из этого звания. Потому что зов Божий тоже может прекратиться, если человек на него не отвечает, показывает своё . Это может два-три раза повториться и прекратиться. Надо отвечать сразу – на зов Божий.

Теперь, в тот момент, когда Апостолы стали выходить на проповедь, что же из себя представлял мір-то? Ну, считалось, что правление Августа – первого римского императора – это «золотой век». Не было войн, был относительный мир, соблюдались везде римские законы. Когда хилиарх – тысяченачальник – хотел бичевать Павла, ему достаточно было сказать: «Римского гражданина хочешь бичевать?» И сразу: «Как так?» Вот, как соблюдались законы! Где был Рим, да? (см. Деян. 22:23–27).

(Вопрос из класса

– Что значит купить Римское гражданство? Как это происходило?

– Происходило? А вот можно было приобрести, вы знаете, как? натурализация происходит. Вот вы приезжаете в Америку, и после каких-то лет становитесь натуральным американцем. Лет десять надо жить. Вот, а так, до этого, каким-то образом вам продлевают, продлевают. И вот, очевидно, можно было и за денежку и купить и тогда. И тогда.

– Я купил его за большие деньги.

А Савл говорит:

– А я и родился в нём. Поэтому требую суда у кесаря (см. Деян. 22:28–30).

И, как римского гражданина, его повезли в Рим на суд (см. Деян. 26:32) и усекли главу как римскому гражданину. А не распяли на кресте и не побили по иудейскому обычаю камнями.

Так вот что же из себя . Везде стояли римские легионы. Потому что, что делали римляне? Сразу все территории, которые они присоединяли к Риму, они облагали налогами, в крупных городах ставили легионы, вводилось римское право, фискальный налог, поборы проводились, акведуки , дороги – и всё, вот, такое. Нужны были платить. Вот христиане и говорили: «Мы платим налоги, мы участвуем в общественных работах, мы служим в армии! За что же нас преследуют власти, что мы поклоняемся Христу как Богу?». Согласно законам разрешались все культы. И вот культы эти соблюдались, и вдруг – гонения только на христиан.

И вот первые апологии, которые писались образованными из язычников, они не ставили вопросы: какой бог истинен – Нептун, Зевс или Христос? Они не входили в эту богословскую полемику. Они говорили только о том, что если соблюдать законы и хвалиться, что Рим соблюдает законы, то надо их соблюдать действительно, не делать исключения ни для кого! Почему же преследуются христиане? Только за то, что они служат Христу как Богу? И в день Солнца собираются у себя на собрания? Не знаю, доходили ли эти их письма к императорам, но, во всяком случае, Церковь никогда не сталкивалась с общей волной гонений против неё. Когда против христиан восставала чернь, её Церковь> как раз защищало правительство.

Когда правительство стало издавать законы – гонение и истребление христиан, – они уже не вызывали никакого энтузиазма у публики, потому что вся она была уже прохристианской. От римского дворца до низов армии – везде были тайные христиане, и их столько было, что все эти указы – они никогда не выполнялись вот так! Поэтому – это тоже Промысл Божий такой был. Промысл Божий. И вот, когда гонения шли – одно за другим без перерывов, то отпадающих почти не было. Господь давал такое мужество им, что отпадающих почти не было.

Когда же между гонениями были перерывы в тридцать, в сорок лет и вдруг снова возобновлялись эти указы... – люди быстро ведь привыкают к спокойной такой жизни, и эта спокойная жизнь расслабляет их чувства, мужество, нет такого , да, и вот какой применяли в частности метод? Людей арестованных, которых готовили к казни, на какое-то время выпускали в семьи, домой. И вот там их встречали жёны, дети, родители, вешались им на шею: «Ты что задумал? Ты почему это? А ты подумал ли о нас? Мы – как будем?». И вот – враги человеку домашние его (см. Мф. 10:36), – в этом плане очень хорошая иллюстрация. Может дрогнуть – и любовь к жене победит любовь к Истине. И было очень таких случаев много. Поэтому Спаситель и говорит, что не нужно играть в мужество: если вас гонят, бегите в другой город (см. Мф. 10:23).

Важно пострадать по воле Божией, а не по своему собственному дерзновению: ах! хочу быть мучеником. Я вам говорил, что было вот такое нездоровое увлечение мученичеством, а в результате, поскольку это было самочиние, – вот, многие и отрекались. А те, кто выдерживал, они впадали в другую крайность: не знали прощения, и отпадших этих, говорили, что не нужно их принимать и всё. Их диавол поймал на гордости – мучеников! Почему? Потому что всё это было по собственному своеволию. Вот удостоиться нужно, – Апостол пишет, – по воле Божией пострадать. Удостоиться как дара – этого страдания, а не по собственному самочинию (см. Рим. 8:14–17). Знай, что не выдержит человек в самый момент последний, что и происходило – эти печальные отречения.

Вчера выступил по «Радонежу» Владыка Ювеналий по поводу вот этих материалов, какие приходят в комиссию по канонизации новомучеников. И сколько их приходит! И заключил свою речь прямо пророческим высказыванием митрополита Серафима (Чичагова). Вот вы знаете его прекрасную книгу – «История Дивеевской обители». Читали двухтомник, да? Замечательная. Вот, если хотите знать хорошо всё о Серафиме Саровском, его подвигах, и основании им этой Дивеевской обители, и той тридцатилетней страшной буре и искушении, которою поднял, ссылаясь ложно и используя его имя, один из насельников монастыря, который мутил воду тридцать лет, и всё-таки произвёл какой-то раскол в этой обители, и свыше трёхсот сестёр увел . Вот он, Серафим Чичагов,> и написал эту книгу. Так вот он мученик. Он был расстрелян в 37-м году.

И вот он в пророческом таком вдохновении, ещё до смерти, сказал, что наше время даст столько мучеников и исповедников, какие история Церкви не знала в предыдущие периоды своей жизни. И это так и есть. Мартиролог – это нужно увеличивать, это целый сериал будет идти. Скажите – (Орловский) Дамаскин? Правильно я говорю фамилию? Дамаскин (Орловский), который стоит также у истоков вот этой канонизации новомучеников. Знаете – прекрасные шесть томов. Вот его шесть томов нужно приобрести. Это компендиум, энциклопедия по новомученичеству. И вот, паче чаяния, если вы увидите – (Орловский) Дамаскин.

Как ему удалось проникнуть в такие хранилища?! ОГПУ, понимаете, МВД, КГБ. Как вот? И поэтому всё вот он пишет на основании архивов. Ну, конечно, в той мере, в какой его допускали.

Юже стяжалъ ecu честною Твоею кровію (см. Песнь 3. Ирмос. Канон, глас 3). Кровь – семя христиан. Вот так Господь устраивает, что проливается кровь и эта кровь даёт всходы – христиане появляются. Да, и наша Церковь – святая, Апостольская: Во едину Святую и Апостольскую Церковь. Конечно, святость Церкви не мы сообщаем – потому что человек вносит в жизнь Церкви как своё хорошее, так и дурное, – но Церковь освящает Святый Дух, Он в ней действует властно, и Он её хранит. И по неложному обетованию Господа, врата ада не одолеютъ ее (см. Мф. 16:18). И вот в 1-й главе книги Деяний, посмотрите, очень интересное предисловие: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил [это вот какой-то знатный член общины], о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом [вот Сам Христос Святым Духом даёт] повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Вот.

А следующий вопрос опять свидетельствует только об одном. Вот они так до этого просвещения и не понимали природы Царства-то Божия. И опять вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю? [ не сейчас ли вот будет восстание, в результате которого римское иго будет свергнуто и царство Израилево восстановлено? Ну что делать с такой ограниченностью? Что делать?] Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой. [Следовательно, силу сообщает только Святой Дух. Это не образование, не какие-то другие , чем гордится человек, а силу сообщает Святой Дух]. Чтобы люди были свидетелями Мне в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». – А здесь Он указывает эти вот волны расходящиеся, круги, как пойдёт эта проповедь. Вот, если ножку циркуля воткнуть вот в эту, представляемую нами Сионскую горницу, как центр: мати Сіоне, Божіе жилище, ты бо пріял ecu первый оставленіе грѣховъ воскресеніемъ, то другой ножкой вы очертите круг в пределах Иерусалима.

Так оно и было. Затем – во всей Иудее. Проповедь выходит за пределы столицы и занимает уже область Иудею. Соседняя с ней – Самария; а из Самарии проповедь уже рикошетом идёт – новый круг нужно делать – в столицу Сирии, Антиохию; из этой Антиохии – в Малую Азию. И вот при одном случае Павлу является во сне некий македонянин, который олицетворяет собой сидящий во тьме и сени смертной народ (ср. Лк. 1:79), со словами: приди и помоги нам (см. Деян. 16:9). Вот он и вступает первым в Ѳессалоники – считай, в Европу, в северную часть Греции – в Македонию; проходит, спускаясь, всю Грецию и затем выходит дальше в Италию и, по преданию, в Испанию. Три миссионерских путешествия. Вот трём этим миссионерским путешествиям и посвящена книга Деяний, начиная с 13-й главы. А до этого – в 9-й главе – призвание Савла, а до этого большую роль играет Апостол Пётр. Ему было дано Богом такое: у необрезанных проповедывать, как у обрезанных (см. Деян. 11:1–18).

И вот интересно: тайна призвания язычников в Церковь – также была открыта Петру, а послужить этой тайне дано было Савлу. Вот Пётр удостаивается какого видения? Спускается плат с разными нечистыми животными и гадами, и слова: заколи и ешь. Он недоумевал: что бы это значило? Но вот когда с Корнилием сотником это дело произошло, и он рассказал об этом в Иерусалиме – дал отчёт, потому что ведь Иерусалимская община – она ведь проиудействующая была.

Ведь отстать  и перемениться, и сразу стать чистым христианином, безпримесным, будучи (не одно тысячелетие прошло) воспитанным в иудействе,– такого не бывает. Вот как бы сочетать-то Моисея Закон с Евангелием? А вот, оказывается, сочетать-то и нельзя. И все попытки сочетать давали самые печальные результаты. Если вы при вере во Христа обрезываетесь, – скажет Апостол, – вы отпадаете от Христа. Отпадаете от благодати. У нас есть свое таинство, прообразом которого было обрезание (см. Гал. 5:1–6).

Вот обрезание сердца, обрезание слуха – вот это духовное обрезание, это другое дело. А, понимаете, совершать крещение и обрезание – это несовместимое уже дело. В Ветхом Завете – да, в Новом оно отпадает: Се, творю все новое (см. Откр. 21:5). Вот смотрите – они возвращаются: И когда, – смотрите 10-й стих Деян. 1:10>, – они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде : мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. С той только разницей, что Он придёт в славе – не в уничижении. И мы видели Его, – скажет Исаия, – и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он как росток из сухой земли. Мы думали, что Он страдает за Свои грехи, а оказывается, Он понес наши немощи и взял на Себя наши болезни. Наказание міра нашего было на Нем, ранами Его мы исцелились (см. Ис. 53:1–6). Вот, что оказалось в действительности.

Так вот, этот второй Его приход будет во славе. И вот в 24-й главе от Матфея сказано, что это будет за приход во славе. Давайте прочитаем двадцать-то четвертую главу чтобы у нас это запечатлелось с вами – как Христос придёт второй раз во славе. Читаем: «И вдруг, после скорби тех дней [29-й стих], Солнце померкнет и Луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе [а знамение Сына Человеческого – это крест], и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».

36-й стих: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя [вот безпечность такая], так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали пока не пришел потоп и не истребил всех,так будет и пришествие Сына Человеческого». Следовательно, никаких расчётов, никаких указаний, годов, сроков и быть не должно.

Сколько уже было таких указаний, и все они оказывались ошибочными! Потому что в зависимости от состояния людей Бог может сдвигать сроки, как сказано – у какого пророка? У какого пророка сказано?! А? Нет, Иона – нет. Там да, он избавляет их от погибели. Вот – у Иеремии. В 18-й главе у Иеремии так и сказано, что, вот, о каком-нибудь народе Я скажу: Я утвержу и укреплю его. Но, видя, что тот народ и не думает каяться, и не думает обращаться, Я отменяю то доброе слово. Вот. А иногда скажу, что Я разорю, истреблю этот народ, но, видя его покаяние, Я отменяю Мое слово. Так вот сейчас Мои слова, – вот в тот исторический момент – иудеям, – во зло вам. Вы не каетесь. Терпение Божие истощилось. Всему есть предел, всему есть конец (см. Иер. 18:1–12). Так вот, так же придет, как вы видели Его восходящим на небо.

Вот перечисляются, кто с этой горы Елеонской вернулся, и все они единодушно пребывали в молитве и молении (см. Деян. 1:10–14). Вот интересно – молитва и моление. Молитва – вот, когда мы молимся с вами. Пребывать в молении – это просто пребывать в молитвенном состоянии. Ведь мы не можем всё время сидеть вот в этой аудитории, и не расставаться друг с другом, и быть все . Приходится и расходиться, и всё.

Но вот пребывать в молении, в молитвенном , в Боге пребывать – это мы можем каждый . И через это единство и сохраняется. Молитва и моление сохраняют Церковь, общину как таковую. Вот «пребывали в молитве и молении». И что же? Надо было восполнить эту дружину, это число «двенадцать», от которого ниспал Иуда. И вот здесь, в первых восьми главах, доминирующая роль у Петра.

Вот католики всё это собирают в одно, всё это прекрасно объясняют и говорят: вот на чём утверждается наше учение о первенстве Петра, о его роли .

Тогда Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Вот как он мог дальнейшие слова сказать? Какую, скажите мне, он закончил академию? Или – какие богословские трёхгодичные курсы? Не было тогда этих курсов! В лучшем случае он ходил в Капернаумскую синагогу и слушал там . Читал ли он – большой вопрос. По 4-й главе Деяний видим, читаем: Видя, что они люди простые и некнижные, удивлялись (см. Деян. 4:13).

Может, и грамоте-то он с трудом читал. И, вдруг, – откуда вот такая-то мудрость? Братие! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса (см. Деян. 1:15–16). Это надо знать Псалтирь, надо знать мессианские псалмы и сказать, что Давид – не просто поэт (ср. Пс. 40:10). Это вот его не просто в результате , и тут  и мысли в голове волнуются в отваге,

– как Пушкин пишет,  и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

– вот он описал поэтическое вдохновение –

минута – и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкин. Осень.

Это поэтическое вдохновение, а никакой не Святой Дух. Потому что в этот момент можно писать самые отвратительные стихи – безбожные и кощунственные. Тоже под вдохновением. А вот он чётко нам говорит, что Святой Дух устами Давида об Иуде сказал – предсказал. И что же? Он был сопричислен к нам и получил жребий служения Своего (см. Деян. 1:17). Он был сопричислен к нам. Давайте посмотрим 40-й псалом. На что же он намекал? А он намекал, братья и сестры, на 40-й псалом. Открывайте. Открывайте без всяких возмущений и недовольства.

Наше с вами любимое занятие – рыться в книгах и листать Священное Писание. Другое всё – на втором плане. Вот, если бы мы все как один поставили вперёд это занятие, как бы Господь нас благодарил за это и устраивал все наши дела. И личные, и хозяйственные. За то, что человек на первое место ставит Его учение, Его слово, молитву. Смотрите – 40-й псалом, 10-й стих: Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня <...> В этих словах, считают, есть указание на предательство Иуды.

Вот он и говорит, что эти слова он сказал в Духе Святом, а не как талантливый поэт. Он был сопричислен к нам <...>, но приобрел землю неправедною мздою. Ну как можно всё свести к его сребролюбию? Сребролюбием недуговав омрачашеся (см. Тропарь Егда славнии ученицы). Ну как всё свести к сребролюбию , если у него был денежный ящик и он безконтрольно мог пользоваться тем, что туда клали. Не объяснить. Здесь не только сребролюбие. Здесь совершенно другое помрачение: когда же Он, наконец, объявит Себя Мессией? Когда Он даст нам клич и знак? Да.

И, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима. Вот этого в Евангелии нет. Там просто сказано: этот, шед, плакася горько (см. Лк. 22:62), а этот, шед, удавися (см. Мф. 27:5). Но, очевидно, вот согласно этому тексту, он не сразу же пошёл и удавился, а ещё какое-то время мучился, и, чтобы, вот, размышлял и чтобы он не обратился к покаянию, диавол на него так насел, такое на него нагнал уныние, что он не нашёл ничего лучшего, как свести счёты; и он ему и затянул и петлю-то эту. «И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем, и епископство его [а вот здесь: достоинство его], да примет другой» (Деян. 1:18–20).

Давайте посмотрим псалом 68-й. Надо открывать 68-й псалом. И вот в 68-м псалме мы с вами и найдём эти слова. Господи, помилуй. 26-й стих: «Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою они умножают».

Вот он указывает на это и на 108-й псалом. 108-й псалом – страшный в общем-то псалом, и многие, да, употребляют его в нехороших целях – «зачитывают» неугодных им людей. Как можно использовать слово Божие, «зачитывать на смерть» людей, используя Священные тексты? Читают на имя это, чтобы тому человеку пришло то, что в этом псалме. На того человека, на своего соседа, на своего врага. А там слова-то ведь вот, какие. Посмотрите – 108-й псалом. Вот здесь – здесь Давид-то ведь имеет , конечно, врагов Церкви. Не своих личных врагов, но врагов : «Боже хвалы моей! Не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь моюненавистью».

И вот дальше идёт призыв на их голову: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его [и епископство его], да примет иной [вот он эту фразу и привёл из этого псалма]. Дети его да будут сиротами, и жена еговдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения,оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его <...> да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!».

Вот как относиться к этому? Выход, объяснение только одно: это не личные враги Давида, а это враги Церкви. Все враги, которые питают такую патологическую ненависть  и готовы её стереть с лица земли. Такие люди есть во всех слоях общества. Вот была встреча в этом же классе – в параллельном классе – закончивших в прошлом году наши курсы. А у меня был тоже реферат здесь, и они пригласили меня, и я посидел немного. И вот вставали женщины, которые после курсов занимаются тем, чтобы ввести в школах везде “Основы православной культуры”, “Катехизис”, и они говорили, какие они препятствия встречают во всех этих инстанциях. Прямо патологическая ненависть – слышать . А почему это только вот у вас «православная культура»? У нас не только православная, у нас и эти – мусульмане, и буддисты, и иудеи. Потом, не такое нужно воспитание давать молодёжи. Вот их нужно развивать таким-то образом, водить в музеи, в театры, читать; а вы тут что хотите? И вот, когда это слышишь из уст женщины, вы знаете, просто трудно и объяснить: как же она, такая тонкая по природе своей, должна бы откликаться – в первую очередь на всё духовное и, прямо скажем, церковное! Нет! Просто, знаете, необъяснимая патология какая-то и зло. Нужно ли призывать на них вот такое?

Скажем так: или мы чего-то с вами не понимаем, или это ещё Ветхий Завет, который, по существу, не знал любви к врагам.

Не знал любви к врагам. Так вы и должны сказать, что Моисеев закон ничего не довёл до совершенства. Слава Богу, что он сделал то, что сделал, а вот всё совершил Господь. И вот мы с вами два тысячелетия, третье, под влиянием христианского Евангельского слова, а оно-то и в нас мало сказывается. Наши отношения с ближними своими также далеко не идеальны и не блестящи. И в нас такое коренится зло, озлобление и неприятие, что простить-то от сердца никак не можем. Также ведь вот так подумать! Ну а что спрашивать с тех людей? Вот, я не знаю. Ваше мнение – что тут в этом самом ? Да, даже и Моисеев закон не всегда выполнялся.

Я благодарю вас за внимание.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
Bakugan-champion-brawler-on-pc Star-wars-hunters-on-pc 8_1 In Monster-girl-maker-2-on-pc