Дневник. 1881

Источник

1850 г. →

Содержание

Предисловие

От составителей

Дневник. Год 1881 Месяц Януарий Четверток, 1 янв Пятница, 2 янв Суббота, 3 января Воскресение, 4 января Понедельник, 5 января Богоявление. 6 янв 1881 Среда, 7 января Четверток, 8 января Пятница, 9 янв Суббота, 10 ч Воскресение, 11 янв Δευτέρα. 12 ч Вторник, 13 января Среда, 14 января Четверток, 15 янв Пятница, 16 ч янв Суббота, 17 января Воскресение, 18 января Понедельник, 19 янв Вторник, 20 января Среда, 21 января Четверток, 22 янв Пятница, 23 ч Суббота, 24 января Воскресение, 25 янв Понедельник, 26 ч Вторник, 27 янв Среда, 28 января Четверток, 29 ч Пятница, 30 января Суббота, 31 янв Февруарь Воскресение, 1 ф Понедельник, 2 февр Вторник, 3 ф Среда, 4 февр Четверток, 5 февр Пятница, 6 февраля Суббота, 7 февраля Воскресение, 8 февраля Понедельник, 9 февр Вторник, 10 ф Среда, 11 февраля Четверток, 12 ф Пяток, 13 февраля Των Ψυχών. 14 ф Мясопуст. 15 февр Понедельник, 16 ч Вторник, 17 ч Среда, 18 февраля Четверток, 19 февр Пятница, 20 ф Суббота, 21 февр Целовник, 22 ф Понедельник, 23 ф ЧЕТЫРЕДЕСЯТИЦА. Вторник, 24 ф Среда, 25 февр Четверток, 26 февр Пятница, 27 ф Суббота, 28 ф Март Воскресение, 1 марта Понедельник, 2 марта Вторник, 3 марта Среда, 4 марта Четверток, 5 марта Пятница, 6 марта Суббота, 7 марта Воскресение, 8 марта Понедельник, 9 м Вторник, 10 м Среда, 11 марта Четверток, 12 м Пятница, 13 марта Суббота, 14 марта Воскресение, 15 марта Понедельник, 16 марта Вторник, 17 м Среда, 18 м Четверток, 19 марта Пятница, 20 м Суббота, 21 м Воскресение, 22 марта Понедельник, 23 м Вторник, 24 м Среда, 25 марта Четверток, 26 м Пятница, 27 м Суббота, 28 ч Воскресение, 29 марта Понедельник, 30 м Вторник, 31 марта Апрель Среда, 1 апр 1881 Четверток, 2 апр Пятница, 3 апр Суббота, 4 апр Воскресение, 5 апреля Вел Понедельник, 6 апр Вел Вторник, 7 Вел Среда, 8 апр Вел четверток, 9 Вел Пяток, 10 ч Вел Суббота, 11 ч Святая Пасха Понедельник, 13 апр Вторник, 14 апр Среда, 15 ч Четверток, 16 ч Пяток, 17 апр Суббота, 18 апр Антипасха, 19 ч Понедельник, 20 Вторник, 21 апреля Среда, 22 апреля Четверток, 23 апр Пятница, 24 апр Суббота, 25 апр Воскресение, 26 апр Понедельник, 27 апр Вторник, 28 ч Среда, 29 апреля Четверток, 30 апр Пятница, 1 мая Суббота, 2 мая 1881 Воскресение, 3 мая 1881 Понедельник, 4 мая Вторник, 5 мая Среда, 6 мая Четверток, 7 мая Пятница, 8 мая Суббота, 9 мая Воскресение, 10 мая Понедельник, 11 мая Вторник, 12 м Среда, 13 мая Четверток, 14 ч Пятница, 15 мая Суббота, 16 мая Воскресение, 17 мая Понедельник, 18 м Вторник, 19 мая Среда, 20 мая 1881 Четверток, 21 мая Пятница, 22 мая Суббота, 23 мая Воскресенье, 24 мая Понедельник, 25 м Вторник, 26 мая Среда, 27 мая Четверток, 28 м(ая) Пятница, 29 мая Суббота, 30 мая Пятидесятница, 31 мая Июнь Понедельник, 1 июня 81 Вторник, 2 июня Среда, 3 июня 1881 Четверток, 4 июня 1881 Пяток, 5 июня Суббота, 6 июня Всех Святых. 7 ч Понедельник, 8 июня Вторник, 9 июня Среда, 10 июня Четверток, 11 июня Пяток, 12 июня Суббота, 13 июня Воскресение, 14 июня 81 Понедельник, 15 июня Вторник, 16 ч Среда, 17 июня 1881 Четверток, 18 ч Пятница, 19 ч Суббота, 20 июня Воскресение, 21 июня. 1881 Понедельник, 22 ч Вторник, 23 ч Среда, 24 июня 1881 г. Четверток, 25 ч Пяток, 26 ч Суббота, 27 ч Воскресение, 28 ч Понедельник, 29 ч Вторник, 30 ч Июль Среда, 1 июля 1881 Четверток, 2 июля Пятница, 3 ч Суббота, 4 июля Воскресение, 5 ч Понедельник, 6 ч Вторник, 7 июля Среда, 8 июля Четверток, 9 ч Пятница, 10 июля Суббота, 11 июля Воскресение, 12 июля Понедельник, 13 ч Вторник, 14 июля Среда, 15 июля Четверток, 16 ч Пятница, 17 ч Суббота, 18 июля Воскресение, 19 июля Понедельник, 20 ч Вторник, 21 июля Четверток, 23 июля Пятница, 24 ч Суббота, 25 июля Воскресение, 26 июля 1881 Возведен в некое высокое достоинство... Понедельник, 27 ч Вторник, 28 июля Среда, 29 июля Четверток, 30 ч Пятница, 31 ч Augustus Суббота, 1 ч 1881 Воскресение, 2 авг Понедельник, 3 авг Вторник, 4 авг Среда, 5 августа Четверток, 6 ч Пяток, 7 авг Суббота, 8 августа Воскресение, 9 авг Понедельник, 10 авг Вторник, 11 авг Среда, 12 авг 1881 Четверток, 13 авг Пятница, 14 Суббота, 15 авг Воскресение, 16 авг Понедельник, 17 ч Вторник, 18 авг Среда, 19 авг Четверток, 20 авг Пяток, 21 авг Суббота, 22 августа Воскресение, 23 авг Понедельник, 24 ч Вторник, 25 ч Среда, 26 августа Четверток, 27 авг Пятница, 28 авг Суббота, 29 авг Воскресение, 30 авг Понедельник, 31 ч Септемврий Вторник, 1 сент 1881 Середа, 2 сент Четверток, 3 сент Пяток, 4 сент Суббота, 5 сент Воскресение, 6 сент Девтера, 7 сент Вторник, 8 сент Среда, 9 сент Четверток, 10 ч Пятница, 11 сент Суббота, 12 сент Воскресение, 13 ч Понедельник, 14 Вторник, 15 сент Среда, 16 сент Четверток, 17 сент Пятница, 18 сент Суббота, 19 сент Воскресение, 20 сент Понедельник, 21 сент Вторник, 22 сент Среда, 23 сент Четверток, 24 сент Пятница, 25 ч Суббота, 26 сент Воскресение, 27 сент Понедельник, 28 сент Вторник, 29 сент Среда, 30 сент Октябрь Четверток, 1 окт 1881 Пятница, 2 окт Суббота, 3 окт Воскресенье, 4 окт Понедельник, 5 окт Вторник, 6 ч Среда, 7 октября Четверток, 8 окт Пяток, 9 окт Суббота, 10 окт Воскресение, 11 окт Понедельник, 12 ч Вторник, 13 ч Среда, 14 окт Четверток, 15 октября Пятница, 16 ч Суббота, 17 окт Воскресение, 18 окт Понедельник, 19 ч Вторник, 20 ч Среда, 21 октября Четверток, 22 окт Пятница, 23 ч Суббота, 24 окт Воскресение, 25 окт Понедельник, 26 окт Вторник, 27 окт Среда, 28 окт Четверток, 29 ч Пятница, 30 ч Ноябрь Воскресение, 1 н 1881 г. Понидилок, 2 н Вивторок, 3 н Сэрэда, 4 н Четвэрг, 5 н Пьяток, 6 н Суббота, 7 ноября Воскресение, 8 ноября Понедельник, 9 ноября Вторник, 10 н Среда, 11 ноября Четверток, 12 н Пяток, 13 ноября Суббота, 14 ноября Воскресение, 15 н Понедельник, 16 н Вторник, 17 н Среда, 18 ноября Четверток, 19 н Пятница, 20 ноября Суббота, 21 ноября Воскресение, 22 н Понедельник, 23 н Вторник, 24 н Среда, 25 ноября Четверток, 26 н Пятница, 27 ноября Суббота, 28 н Воскресение, 29 н Понедельник, 30 н [ЗИМА (по-арабски)] Декабрь Вторник, 1 дек Среда, 2 декабря Четверток, 3 дек Пятница, 4 дек Суббота, 5 дек Воскресение, 6 декабря Понедельник, 7 дек Вторник, 8 дек Среда, 9 дек Четверток, 10 декабря Пяток, 11 дек Суббота, 12 декабря Воскресение, 13 декабря Понедельник, 14 дек Вторник, 15 дек Среда, 16 дек Четверток, 17 дек Пяток, 18 дек Суббота, 19 дек Воскресение, 20 дек Понедельник, 21 дек Вторник, 22 дек Среда, 23 дек Четверток, 24 д Пяток, 25 дек Суббота, 26 дек Воскресение, 27 дек Понедельник, 28 дек Вторник, 29 дек Среда, 30 декабря Четверток, 31 д Фотографии Архимандрит Антонин и его дневник  

 
Предисловие

История русской жизни, духовности и культуры XIX века не может быть правильно оценена и осмыслена вне широкого контекста взаимодействия церковной и светской стихии, без учета изменений системы религиозно-психологических, социальных и культурологических ориентаций в русском обществе. Трезво оценивая ситуацию, благословляя российскую имперскую державность и активно участвуя в ее созидании, лучшие представители Церкви ориентировали общество на творческий, трудно достижимый синтез: открытость и всеотзывчивость к внешнему миру и внешней культуре – и при этом на воцерковление культуры, обогащение человека современного, вполне европейского многовековым опытом православной традиции. Идеалом новой России – от Петра Великого до Александра Третьего – были деятели, способные быть в авангарде, на самом острие европейской науки и цивилизации, оставаясь при этом абсолютно русскими людьми. В этом собственно и состоит чудо и своеобразие того мощного сплава Империи, Церкви и культуры, который называется русским девятнадцатым веком.

К числу таких людей принадлежал архимандрит Антонин (Капустин). Это имя мало известно сегодня нашему читателю. Между тем, это был выдающийся ученый и церковный деятель, востоковед, византинист, археолог, археограф и нумизмат – и одновременно талантливый дипломат и публицист. Десять лет Антонин был настоятелем восстановленной им из руин посольской церкви в Афинах, пять лет служил в Константинополе, почти тридцать лет возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, достойно представляя нашу страну на Ближнем Востоке, отстаивая права православного населения в мусульманской стране, в сотрудничестве и конкуренции с церковными и политическими представителями западных держав.

Главной и неоценимой его заслугой для России стало создание Русской Палестины – приобретение многочисленных земельных участков в Святой Земле, проведение археологических раскопок, строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения.

Уникальным историческим источником и памятником русской духовной культуры является дневник архимандрита Антонина, научная публикация которого давно стала не только научной, но и общекультурной задачей. Дневник хранится в Российском Государственном Историческом Архиве в Санкт-Петербурге и представляет собой каждодневную летопись становления и деятельности русских церковных и светских учреждений в Палестине.

Научно-исследовательский и издательский проект по изучению и изданию «Дневника» архимандрита Антонина осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Святейший Патриарх в своей резолюции на моем письме к нему писал: «Считаю опубликование “Дневника” архимандрита Антонина (Капустина) очень важной научной и общекультурной задачей. Господь да благословит это нужное для науки и истории дело. При наличии таких ученых мужей, которые берут на себя многотрудную задачу по исследованию и публикации трудов приснопамятного архимандрита Антонина, не буду возражать, а почту за честь быть почетным председателем этого уникального труда по изданию “Дневника” выдающегося ученого, византиниста, археолога».

Хорошо известно, с какими сложностями сопряжена деятельность Русской Православной Церкви в Палестине, особенно когда речь идет о восстановлении в Святой Земле русского духовного присутствия и о возвращении России и Русской Православной Церкви их роли и законных прав в регионе. В юридической практике российских дипломатов в Святой Земле «Дневник» в ряде случаев приобретает характер уникального правового документа, вокруг которого могут быть сгруппированы и другие комплексы официальных источников, представляющих значение для обоснования законности приобретений недвижимости, установления владельца, обоснования иных юридических требований.

Огромный интерес представляет «Дневник» Антонина также для исторической и богословской науки, для реконструкции исторических связей России с Восточными Патриархатами – связей, которые и сегодня являются основой формирования церковной политики России в Святой Земле и на Ближнем Востоке.

Все более актуальным становится изучение проблемы русского присутствия в зарубежных странах, в иных этнокультурных и конфессиональных средах. «Человек на все времена», архимандрит Антонин всегда был и оставался подлинным патриотом, поборником имперского величия России, канонических прав и прерогатив Русской Православной Церкви. И при этом, перефразируя слова Достоевского об особом даре русского человека, об Антонине мы с полным правом можем сказать: «Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные!»

Уверен, что чтение «Дневника» доставит истинное удовольствие любому читателю, не лишенному вкуса к хорошей литературе, сочному русскому языку, отечественному прошлому.

Я. Н. Щапов, член-корреспондент РАН

От составителей

Одной из важнейших и интереснейших категорий исторических источников являются дневники выдающихся лиц, которые оставили решающий след в истории страны, Церкви и культуры. Свидетельства, писанные той самой рукой, которой делалась история...

Дневник как разновидность документа обладает своей непростой спецификой. Достоинством жанра является принципиальная возможность с одной стороны, видения и осмысления эпохи через призму личности, с другой – восприятие и понимание личности и ее развития в многоцветном «ореоле» событийной и смысловой повседневности. Взаимодействие души и времени, бытия индивидуального и социального... Многообразие общений, окружений, своих и чужих интерпретаций и мыслей, примерка к идеалам и историческим образцам – и полный субъективизм в оценке собственных сил, порывов, свершений... Если, сознавая – религиозно или философски – свою конечность и недостаточность, человек может все-таки на склоне дней сказать с поэтом:

Был всю жизнь в окруженье,

Только не был в плену, –

можно сказать, что сверхзадача сопутствовавшего ему дневника выполнена.

И тут перед исследователем встает проблема тонкого внутреннего диалога – взаимодействия двух субъектов – историка и героя, являющаяся одной из главных методологических проблем изучения и использования «личных» жанров в историческом исследовании. Автор биографии неизбежно выражает себя через героя, о котором пишет, и через это – особенности, требования и сущность своей эпохи. Дневник как поденная автобиография охватывает мир, направления духовной жизни, исторические периоды в той мере, в какой они представлены в личности и проявляют себя через нее.

Лишь осознав названные особенности и противоречия «личного» источника, историк, работающий с ним, может перейти к проблеме его достоверности и степени точности и объективности в интерпретации событий. Представляя собой – по материалу – беглые, чтобы не сказать летучие, ежедневные наблюдения и впечатления, «мысли вслух», «для себя», для своей памяти, дневники, однако, уже с момента своего создания предназначены для длительного хранения, а следовательно – для потенциального «прочтения потомками». Иногда им приходится ждать этого долго.

К числу замечательных – и доныне практически не востребованных – памятников русской духовной автобиографической литературы относится дневник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894). Необходимость и актуальность издания дневника отчетливо сознается научной общественностью и представителями Русской Православной Церкви.

Делая первый шаг в осуществлении задуманного многотомного научно-издательского проекта, авторы настоящих строк хотели бы сказать следующее. Мы считаем особым для себя счастьем и удачей иметь возможность в течение более десяти лет заниматься изучением и введением в научный оборот этого уникального по многогранности и информативности исторического источника и вполне отдаем себе отчет в трудности и ответственности предпринятой работы.

Редко бывает так, чтобы издатель и комментатор пришелся в меру своему автору и герою. Важнее, чтобы существующие на сегодняшний день научно-исследовательские наработки позволили обеспечить необходимый уровень правильного прочтения и понимания содержащихся в источнике сведений. Все эти годы мы росли с дневником, с подготовкой текстов, статей и публикаций. Несмотря на это, мы все еще не владеем в полном объеме информацией, необходимой для понимания и комментирования дневника. Настоящая оценка и самого памятника, и нашей работы может, очевидно, быть произведена лишь по завершении проекта, окончание которого планируется к 2017 г. – 200-летию архимандрита Антонина.

В связи с масштабностью и трудоемкостью издания принято решение печатать «Дневник» отдельными, за каждый год, выпусками – не в хронологическом порядке, а по мере готовности томов. Каждый том дневника, как страница летописи Русской Палестины, является по-своему самоценным, и в каждом автор присутствует «весь целиком». Мы решили начать с 1881 года, и тому было несколько причин.

В этом году состоялось первое паломничество великих князей Сергия и Павла Александровичей и Константина Константиновича в Святую Землю, подробно описанное в дневнике и имевшее большое значение для Русской Палестины и для создания Императорского Православного Палестинского Общества. Оно было приурочено к годовщине смерти императрицы Марии Александровны и связано с трагической гибелью императора Александра II, размышления о котором важны для понимания мировоззрения о. Антонина. В дневнике этого года нашли отражение и первые этапы созревания и оформления историко-литургических замыслов архимандрита, осуществленных позднее – храма-памятника во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании и идея посвящения будущего Горненского монастыря Небесной Игумении, Божией Матери.

Текст подготовлен по машинописной копии, хранящейся в библиотеке ИППО, и сверен по оригиналу РГИА. Дневниковые записи воспроизводятся по современной орфографии и пунктуации, с сохранением стилистических особенностей оригинала, в том числе всех курсивов, подчеркиваний, разрядок, траурных рамок. Слова и фрагменты текста, выделенные киноварью, отмечены в примечаниях. «Э» оборотное в начале греческих слов (“Элеон” “эпитрахиль”, “эпитимья”) заменено в соответствии с современной орфографией на «е».

Все даты в дневнике даны по старому стилю. Каждая запись предваряется у Антонина указанием дня недели, числа и месяца, причем дни недели могут быть указаны на иностранных языках – греческом, украинском, арабском, а названия месяцев часто пишутся в сокращении. Эти, как и все другие имеющиеся в тексте, сокращения раскрыты в угловых скобках. Названия русских журналов и газет заключены в кавычки. Несколько слов в дневнике остались не разобранными, что отмечено в тексте.

Перевод иноязычных слов и цитат дается под строкой. Богослужебные и библейские цитаты выделены в тексте курсивом. Библейские цитаты, приведенные на церковнославянском, русском и греческом языках, сопровождены примечаниями с синодальным переводом.

Комментарий охватывает большинство имеющихся в тексте имен, названий, исторических реалий. К сожалению, не все встречающиеся в дневнике имена и инициалы поддаются идентификации, круг общения архимандрита был чрезвычайно широк. Дальнейшие исследования позволят уточнить и расширить наши знания.

Составители хотели бы с особой благодарностью почтить память Святейшего Патриарха Алексия II, осенившего проект своим первосвятительским благословением, неизменно проявлявшего интерес к работе и ожидавшего издания дневника архимандрита Антонина.

Выражаем сердечную признательность Святейшему Патриарху Кириллу за многолетнее благосклонное внимание к научным идеям и программам Императорского Православного Палестинского Общества, в том числе к изучению и изданию дневников архимандрита Антонина.

Приносим благодарность Российскому государственному историческому архиву (Санкт-Петербург) и лично директору архива А. Р. Соколову за предоставленную возможность по оцифровке оригиналов дневника, Музею истории религии (Санкт-Петербург) и лично Б. С. Аракчееву и Е. А. Терюковой за право пользования материалами библиотеки и фототеки ИППО, находящихся в собрании музея.

Низкий поклон архиепископу Егорьевскому Марку (Головкову), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандриту (ныне епископу) Тихону (Зайцеву), игумении Русского Горненского монастыря матушке Георгии и сестрам обители за уникальную возможность работы с материалами Архива РДМ, широко использованными при комментировании текста.

Проект был бы невозможен без многолетней финансовой поддержки Российского гуманитарного научного фонда и благожелательного отношения Ю. Л. Воротникова.

Наконец, но отнюдь не в последнюю очередь, с искренней благодарностью хотим сказать о бескорыстной помощи К. А. Ваха, О. С. и Т. С. Кобловых, В. А. Ромодановской, Г. В. Фролова, трудом которых создавалась электронная версия дневника.

Н. Н. Лисовой, Р. Б. Бутова


Источник: Дневник : Архимандрит Антонин (Капустин) ; отв. ред. Я. Н. Щапов ; Российский государственный исторический архив [и др.]. - Москва : Индрик, 2011-. / Дневник. 1881 г. : подготовили Н.Н. Лисовой, Р.Б. Бутова - 2011. - 384 с. ISBN 978-5-91674-131-5

'); body.append(pop); pop.click(e=>{ if($(e.target).find('.popup').length){ pop.remove(); } }); } //Скачивание только для зарегистрированных $('.download-inner a').click(e=>{ e.preventDefault(); azPopup('Скачивание доступно только для зарегистрированных участников.'); });

Telegram-каналы

Комментарии для сайта Cackle
13_1 Com.BaseOne In Egipetskij-monastyrskij-salat 2_10