Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири
Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири, родился в Малороссии в городе Нежин1, в декабре 1651 года. Родители Иоанна Максимовича были: малороссийский шляхтич, т. е. дворянин, Максим и Евфросиния. Родовая фамилия отца Иоаннова была Васильковский, но он чаще назывался и писался Печерским по месту жительства своего, особенно во вторую половину жизни, в Киеве, подле Печерской лавры; а его дети, внуки и вообще все потомки приняли фамилию Максимовичей собственно от его имени. Пропитание снискивал Максим Печерский для своего многочисленного семейства (одних сыновей у него было семь) тем, что брал на аренду у Киево-Печерской лавры принадлежавшие ей мельницы, перевозы и др. оброчные статьи, устроял для лавры на реках плотины и разные хозяйственные в ее вотчинах заведения, строил по подрядам в Киеве и др. городах церкви и пр. За такую деятельность полезную как для Лавры, так и для всей Малороссии, тогдашний малороссийский гетман Иоанн Мазепа, еще во дни своей верности Петру I, принял Максима Печерского и его сыновей под особенное свое покровительство, о чем неоднократно и публиковал в универсалах по всей Малороссии. Шесть младших сыновей Максима, равно как внуки его и почти все потомки, служили в казачьем малороссийском войске в звании хорунжих, писарей, сотников, даже полковников. Но старший его сын Иоанн пошел иным путем2: ещё в детстве он поступил в Киевскую академию, где в особенности успевал в латинском языке, в науках словесных и богословии3; а по окончании курса учения и сам был учителем латинских классов – сначала в академии, а после, несколько времени, в Чернигове. Будучи на учительских должностях, Максимович, изъявил желание вступить в монашество; почему и был, с именем Иоанна, пострижен в Киево-Печерской лавре архимандритом Иннокентием Гизелем, и там определен проповедником слова Божия. В 1678, или следующем году, когда турки опустошили заднепровскую Малороссию, взяли и раззорили её столицу Чигиринъ, Иоанн Максимович в числе других депутатов был отправлен в Москву к царю Феодору Алексеевичу, молить его о защите от врагов креста Христова. Добродушный и просвещенный царь, усмотрев в молодом монахе ум, дар слова и добродетели, повелел определить его наместником Брянского-Свенского монастыря, тогда зависевшего от Киево-Печерской лавры. Затем Иоанн Максимович в разных монастырях был настоятелем, а в 1695 г. произведен в архимандрита Елецкого Черниговского монастыря4. Наконец в январе 1697 г., по представлению малороссийского гетмана Ивана Мазепы, хиротонисан в Москве патриархом Адрианом в епископа, а вскоре пожалован и в архиепископа черниговской паствы, которой и управлял более 14 лет.
Светильник поставлен на свещнице и свет его начал озарять все, окружавшее его (Мф 5:15). Жизнь преосвященного Иоанна была исполнена добродетелей, и потому назидательна для многих из черниговской паствы. «Многие предражайшие добродетелей своих таланты, – писали5 черниговцы к Иоанну в Тобольск, – нам в подражание, яко отец чадом, яко пастырь овцам, яко владыка рабам своим остави ваша архипастырская святыня, глаголя к нам словесы Христовы: образ дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите» (Ин.12). Но архипастырь, подавая пастве свой пример добродетельной жизни, хотел для неё сделать больше, хотел оставить ей нечто такое, что служило бы во спасение ей надолго и после него. И 1) Преосвященный Иоанн вскоре по хиротонии, выстроил в Чернигове каменный архиерейский дом, завел при нем вместо славяно-латинских школ семинарию, не жалел для неё ни трудов, ни издержек, и в непродолжительное время (10 лет) довел её до значительного совершенства6. 2) Иоанн Максимович, сделавшись пастырем, начал писать и переводить назидательные сочинения. В Чернигове из под пера его вышло разных названий до восьми творений, как то: «Феатр нравоучительный», «Царский путь креста Господня», «Илиотропион», и проч.
Говоря об управлении Иоанном Максимовичем черниговскою паствою, нельзя умолчать о следующем обстоятельстве: когда Карл XII только что перебрался из Польши за Днепр и Мазепа изменил, Петру I часто приводилось ездить по Малороссии. Раз он проезжал через Городню – городок черниговской епархии. Преосвященный Иоанн, встречая его тут, приветствовал между прочим следующими словами: «Благословен Ты, егда входиши, и благословен егда исходиши; предаст бо Господь Бог враги твоя сопротивляющаяся Тебе, сокрушены пред лицем Твоим: путем единым приидут к Тебе и седмию путию побегнут от лица Твоего7». Слова эти, как бы по вдохновенно сказанные, исполнились под Полтавою 27 июня 1709 года.
Но вот, с отречением Филофея Лещинского от управления епархией и принятием им схимы, сделалась праздною Сибирская митрополия. Указ (1700 г.) Петра I, который желал просветить светом Евангелия не только сибирских язычников, но и сопредельные с Сибирью неверующие народы, указ о том, чтобы на Сибирскую митрополию возводить мужей не только благочестивых, но вместе и ученых, – оставался во всей силе. Посему духовное начальство и определило послать в Тобольск Иоанна Максимовича, с возведением в звание митрополита Тобольского и всея Сибири. 14 Августа 1711 г., преосвященный Иоанн, имея от роду около 60 лет, и почти уже весь покрытый сединами, прибыл в Тобольск, и был встречен необыкновенно торжественно. Выписываю разсказ об этом из рукописи, принадлежащей тобольской семинарии. «Преосвященный Иоанн прибыл к Тобольску на двух дощаниках и пристал к берегу Иртыша против Знаменского монастыря. По предварительному приказу тобольского воеводы Бибикова, полковник конного казачьего полка Нефедьев и Головы двух пеших казачьих полков Аршинский и Марушенский стояли с своими командами в строю от монастырских ворот до самаго митропольчьего дощаника. Сам воевода со своими товарищами и при них сибирские дворяне, дети боаярские и старшины от граждан вошли к Его Высокопреосвященству на дощаник. Преосвященный, преподав благословение, в сопровождении посетителей, сошел на берег, вошел в монастырь, выслушал там краткое молебствие и, благословив народ, возвратился на судно, где и ночевал. Утром следующего дня (15 августа) преосвященный Иоанн, прибыв снова в Знаменский монастырь, (в церкви) облачился в полное архиерейское облачение. Тут к нему пришли кафедральный протоиерей со всем градским духовенством в полных облачениях с образами и с молебным пением. Благословив новых своих сотрудников в деле пастырского служения, архипастырь пешком отправился в собор, находящийся слишком в версте от Знаменского монастыря, притом в нагорной части города, в сопровождении воеводы и его товарищей, дворян, детей боярских, городских старшин и множества народа. На взвозе8 по обе стороны и на горе по площади до самого собора стояли в строю три помянутые полка казаков. На горе в кремле, на площади против собора преосвященный служил молебен с водосвятием, а по входе в церковь – Литургию. После Литургии, отправился в архиерейский дом. 16 августа служил у праздника, т. е. в Спасской градской церкви при стечении множества народа9.
Теперь мы дошли до самого интересного для жителей Сибири вообще, а особенно для жителей Тобольска – периода жизни митрополита Иоанна. Но, к сожалению, нет возможности удовлетворить вполне любопытство чтущих память святителя: современники для себя не имели нужды вести записок о его жизни и делах, преемники довольствовались рассказами стариков, а рассказы в течении 135 лет большею частью забыты. Будем же довольствоваться немногим.
Нет сомнения, что епархиальные дела озабочивали преосвященнаго Иоанна. Тобольская епархия в XVII веке и в начале XVIII века чрезвычайно была обширна: – простиралась с запада на восток от Ачитской крепости (на запад от Уральских гор, след. уже в европ. Росии) до Камчатки, а с юга на север от Бухтармы и Кяхты до Обдорска и Колымы. К тому же в Сибири тогда вовсе не было образованного духовенства; между тем раскольники, толпами бежавшие из Poссии, множество простодушных увлекали в свои заблуждения, и сотнями, даже тысячами сожегались и сожегали обольщаемых ими10. Особенно, кажется, трудно было митрополиту Иоанну управлять епархией, когда (в 1714 г.) викария его, иркутского епископа Варлаама Коссовского, перевели в Тверь, и он остался без помощника.
Кроме исправления обыкновенных епархиальных дел, митрополит Иоанн Максимович, находясь в Тобольске, трудился, хотя не лично н не непостредственно, над обращением в христианство остяков, вогуличей и других сибирскх инородцев, а именно: в 1712 году, вместе с тогдашним губернатором сибирским, предприимчивым князем Гагариным, он убедил своего предместника митрополита Филофея Лещинского, отшедшего было на покой и принявшего схиму в тюменском монастыре под именем Феодора, отправиться с проповедью к остякам Тобольской губернии, а после к вогуличам, татарам и другим языческим и магометанским народам; давал ему в помощь священнков и монахов; а раз преосвященный Иоанн н сам от себя отправил в Кошуцкие юрты священника, который, при содействии тамошнего князьца, обласканного и щедро одаренного в Тобольске Иоанном Максимовичем, окрестил инородцев, недавно было принявших магометанство, около 300 душ. Сюда же надобно отнести и то, что в 1714 г. преосвященный Иоанн, согласно воле Петра I, открыл в Пекине православную духовную миссию, назначив начальником оной архимандрита Илариона Лежайского родом из Польши.
Преосвященный Иоанн Максимович и в Тобольске как и в Чернигове деятельно занимался надзором за обучением духовного и инородческого юношества в Славянских школах, открытых его предместником митр. Филофеем в 1703, или 1704 году. Сверх того, он часто служил и при богослужении проповедывал слово Божие, а дома много читал, также переводил и писал разливные назидательные сочинения: «Едино у него увеселение было, – говорится о нем в рукоп. Сибирской летописи, хранящейся в библиотеке Тобольской семинарии, – писать душеполезные сочинения».
Но главным занятием преосвященнейшего Иоанна была молитва. Запершись во внутренних своих комнатах, он повергался на колена, проливал слезы и в этой умной, сердечной беседе с Творцом и Искупителем проводил по часу, а иногда и по нескольку часов. Особенно он любил приносить Господу моления за себя и за паству свою в ночное время, когда ничто внешнее и земное не развлекает внимание к себе и не отторгает помыслов от неба и небесного.
Нельзя прейти молчанием и того, что преосвященнейший Иоанн, в бытность свою в Тобольске, много творил милостыни. Помня слова Спасителя: «Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф 6:3), он всего чаще делал подаяние втайне, иногда чрез доверенные лица, а иногда и сам непосредственно, но переодевшись в простое платье. В этом виде, как рассказывают, он посещал богодельни, которых в прежнее время в Тобольске было более 20, и также дома известных ему бедных, особенно сирот, остававшихся без приюта и призрения. Оставляя у окна деньги или вещи, преосвященный стучался и говорил: «Примите во имя Иисуса Христа», – и в ту же минуту удалялся. Принимавшие милостыню не знали своего благодетеля; потому что темнота ночи и простое платье скрывали его. Но из всех бедных и несчастных чаще бывали предметом его сострадания вдовы и сироты духовного звания и еще заключенные в темницах. Первых он отыскивал и, чрез людей благонадежных, впрочем никогда не означая своего имени, снабжал чем и сколько мог, не только в самом Тобольске, но и в целой тобольской епархии, а последних посещал лично в местах их заключения; при чем наделял их деньгами и пищей, поучал и утешал11.
Заключу описание жизни митрополита Иоанна Максимовича в Тобольске словами составлявшего помянутую выше рукоп. Сибирскую летопись: «Был (митр. Иоанн) тих, смирен, благорассудлив, о бедных сострадателен и милостив». Преосв. Иоанн, сверх попечительности о бедных и несчастных, был кроток и снисходителен в обращении как с подчиненными, так и со всеми, своими достоинствами и добродетелями ни пред кем не гордился, все поступавшие в нему дела рассматривал внимательно и в решении их являл милосердие и снисходительность. Еще, как особенность, замечает летописец в митр. Иоанне, что он во все время своего пребывания в Тобольске ни у кого не бывал в гостях, что только один раз он ездил на обед к сибирскому губернатору князю Гагарину, и то по особенно-усильной просьбе сего последнего12. Так он предан был уединению, исполнению своих пастырских обязанностей и делам благочестия!
К сожалению, Тобольскою паствою управлял преосвященный Иоанн недолго, только 3 года, 9 месяцев, 3 недели и 5 дней (с 14 августа 1711 г. по 10 июня 1715 г.). Частью обремененный летами, а более, вероятно, изнурённый учеными и благочестивыми трудами, равно как и делами по управлению епархиями, он скончался 10 июня 1715 г. Всей жизни его было 63,5 года13. Замечательна была смерть преосвященного: 10 июня, когда Церковь празднует память священномуч. Тимофея, епископа Прусского, преосвященный Иоанн торжественно отслужил литургию: после литургии угощал столом градское духовенство и нищих, причем сим последним сам прислуживал; после стола простился с духовенством, но удержал на некоторое время двоих, болеe любимых им священников. Что говорил с ними, неизвестно; только отпустив и их, он заперся в своих внутренних покоях. Вечером жители Тобольска, вероятно, приведенные в недоумение ещё рассказами о прощании преосвященного с духовенством, сильно обеспокоились тем, что во всём городе не было благовеста к вечерням, много и долго спустя после обыкновенного срока. Те, на коих лежала обязанность испрашивать благословение, равно как и служащие при архиерейском доме, уже много раз приходили к келье преосвященного, стучались и звали его; но ни двери не отворялись, ни голоса не было. Наконец приехал в архиерейский дом губернатор, которым в то время был князь Гагарин. После новых, но и опять тщетных попыток вызвать преосвященного, князь, принимая ответственность пред ним на себя, приказал ломать двери. Что же представилось, когда двери были отворены? – Митрополит в молитвенном положении на коленах стоял пред иконою Спасителя и давно уже мёртвый14.
Преосвященный Иоанн Максимович (сколько можно судить по сохранившимся до нас портретам), был росту высокого, сухой, с лицом худощавым и продолговатым, нос имел длинный, бороду довольно большую и, в старости, седую, волосы длинные и также седые.
Погребен преосвященный Иоанн Максимович подле Софийского собора с северной стороны близ дверей, в пределе во имя преподобных Антония и Феодосия печерских. Лет чрез 30 после смерти Иоанна, при митрополите Антонии Нарожницком, этот придел, по тесноте своей и ветхости потолка был разобран. Таким образом гроб святителя Иоанна остался под открытым небом. Жителям Тобольска, благоговевшим к его памяти, это было неприятно; потому преемник Антония II, митрополит Сильвестр, в 1751 г., на собранные деньги на месте существовавшего прежде предела выстроил новый каменный, только не во имя преподобных Антония и Феодосия, а во имя святителя Иоанна Златоустого, – ангела митрополита Иоанна Максимовича, притом так, что гроб Иоанна вошел в алтарь оного. – По выстройке придела, над гробом митрополита Иоанна, прошло около 60 лет. Но в 1806 или 1807 г. при архиепископе Тобольском Амвросие Келембете на северной стороне собора сделалась трещина от фундамента до сводов, притом над тем самым местом, где была могила преосвященного Иоанна. В 1826 г. архиепископ Евгений, чтобы предотвратить опасность, грозившую всему собору, решился исправить повреждение. Но поскольку ни заделать трещину, ни даже осмотреть в глубине её фундамент собора нельзя было, не тронув гроба Иоанна Максимовича: то оный 26 и 27 сентября 1826 г. перенесен был в новый склеп, устроенный в том пределе и также в алтаре, только на левой стороне. Над прежним местом погребения митрополита Иоанна, на правой стене придельного алтаря святитель изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии, а над новой могилой, около левой стены алтаря, находится мраморный памятник, устроенный бывшим золотопромышленником купцом Н. Ф. Мясниковым. Им же в пределе в недавнее время переделан иконостас. В самой церкви на левой стене висит довольно большая икона с изображением Иоанна Златоустого и Тимофея епископа Прусского, написанная в 1810 г. тобольским купцом А. Гневышевым и некоторыми другими гражданами также из благоговения к митрополиту Иоанну: Златоустый, как выше замечено, ангел сего митрополита, и память священномученика Тимофея празднуется церковью 10 июня, в день кончины Иоанна.
Жители не только Тобольска, но и всей Сибири чтили и до сих пор чтут память митрополита Иоанна с самой его кончины; ибо многие служат по нему панихиды, на гроб его – поклониться ему приезжают и приходят издалека, даже из епархий Пермской, Томской, Иркутской; во многих домах по Сибири можно увидеть его изображения; в приделе Иоанна Златоустого почти круглый год, кроме панихид, бывают заказные литургии.
Иоанн Максимович, как выше замечено, прославился и своими сочинениями. Из под его пера вышли:
в 1703 г. «Феатр нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов», где содержится изъяснение начальнических должностей;
в 1705 г. «Алфавит, сложенный от писаний», где содержатся краткие жизнеописания святых и пустынников, расположенные по алфавиту имен;
в 1707 г. «Богородице Дево радуйся», или толкование на эту богородичную молитву;
в 1709 г. «Царский путь креста Господня, вводящий в живот вечный», или нравоучение, как должно носить крест Христов;
«Восемь блаженств евангельских изясненные»;
«Отче наш», т. е. толкование с размышлением на молитву Господню;
в 1711 г. «Богомыслие на пользу Православным», – это сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности;
«Илиотропион», или сообразование воли человеческой с божественною.
Все эти сочинения напечатаны в Черниговском Ильинском монастыре; пять из них оригинальные, а три: «Алфавит», «Богомыслие» и «Илиотропион» переведены (с латинского); притом одни из них написаны прозой, другие, напр. «Алфавит», «Богородице Дево», «Отче наш», «Восем блаженств Евангельских» – стихами; в иных: «Феатре нравоучительном» и «Царском пути креста», – проза перемешана со стихами. Язык произведений преосвященного Иоанна против нынешнего уже очень устарел: в нем, как и в языке современных Максимовичу Яворского, Прокоповича и Бужинского много слов и оборотов латинских, польских и простонародных. Стихи притом, как и у всех стихотворцев, живших до Ломоносова, силлабического сложения и с рифмами часто бедными. Но по содержанию они заслуживают особенного внимания всех ищущих назидания: они все проникнуты глубоким благочестием, исполнены назидательных мыслей и живых чувствований и суть отражения души сочинителя или переводчика (см. предисловие к «Илиотропион»). К духовным произведениям Иоанна Максимовича по библиографии Соникова и церк. истории Иннокентия (Отд. II, XVII века) относятся ещё:
«Рассуждение о Боге»
«Царица неба и земли»;
да ещё следует отнести:
«Путник», хотя это последнее сочинение никогда не было отпечатано15, и по всей вероятности, навсегда погибло, оставшись в рукописи в Тобольске.
Сверх исчисленных 11-ти сочинений, после Иоанна Максимовича остались в рукописях ещё два сочинения, только в ином роде: «Собрание чужестранных слов, употребительных в русском языке» и «Словарь латино-русский» (Pук. летоп. сиб.; Слов. нис. дух. чина; предисловие и последование соч. Макс.; Ист. росс, иерар.).
Священник С. Ал. Сул.
* * *
В Нежине с небольшим в полстолетие (1651–1717 гг.) родились четыре замечательные иерарха Российской церкви: Иоанн Максимович, Стефан Яворский – местоблюститель патриаршего престола, Амвросий Зертис-Каменский – Архиепископ Московский, умерщвленный во время чумы 1771 г., и Георгий Конниский Архиепископ Белорусский.
Все эти сведения о роде Иоанна Максимовича, заимствованные из статьи: «Дубровская сотня», составленной потомком Максима Печерского (бывшим профессором сначала Московского, а потом Киевского университета) Александром М. Максимовичем и напечатанной в журнале мин. вн. дел на 1849 год.
Доказательства успехов в латинском языке – латино-российский лексикон Максимовича, Илиотропион, Алфавит и др. книги, переведенные им с латинского языка; доказательства успехов в словесности – писанные и переведенные стихами и прозой разные сочинения Максимовича и восторженные посвящения книг Петру I и Стефану Яворскому (смотрите предисловие к Богомыслию, к Царскому пути креста Господня и др.); об успехе в богословских науках свидетельствуют те же его сочинения.
Преемником Иоанна Максимовича в настоятельстве над Черниговским Елецким монастырем был св. Димитрий Ростовский, который и в архимандрита Елецкого монастыря посвящен Иоанном Максимовичем в 1697 г.
См. предисловие к «Илиотропиону».
См. предисловие к «Богомыслию».
Предисловие к «Царскому пути креста Господня»
Так называется в Тобольске путь, проложенный на гору, на которой находится Архиерейский дом. Этот взвоз называется прямским. По причине его крутизны позднее проложен новый взвоз мимо Николаевской церкви, называемый Никольским.
Лет. сборник, принадлежащий Тоб. семинарии, рукописный 1711 г.
Розыск св. Димитрия Ростовского, ч. 3, гл. 13.
Журн. Мин. Нар. Пр. на 1850 год № 10-й, статья г. Абрамова под названием: Иоанн Максимович и пр.
Рукописная летопись, принадлежащая Тоб. Семинарии, составленная будто бы Черепановым, под 1715 годом.
В жизнеописании Тобольск. митр Иоанна Максимовича, напечатанном в №10 Журн. Мин. Нар. Просвещения 1850 года сказано (на стр. 2), что преосв. Иоанн родился в январе 1635 года, а умер (стр. 16) в возрасте 65 лет; тогда как в сем жизнеописании говорится, что он родился в декабре 1631 года, а умер в 63 с половиною года. – В котором же из двух жнзнеописаний одного и того же святителя допущена ошибка? Г. Абрамов, автор жизнеописания, помещанного в Журн. мин. нар. пр., говоря о летах жизни митр. Иоанна, основывался, как и я, на современном, кратком житии митр. Иоанна, находящемся в рукоп. Сибирской летописи, не раз мною цитованной, под 1715 годом. Но он, извлекая оттуда нужные для своей статьи сведения, по всей вероятности, не досмотрел. Там сказано: «Преосв. Иоанн, препроводив в добродетелях жизнь свою, с миром ко Господу отыде; преставися же всех лет жития своего 63 года и шесть месяцев», но автор жизнеописания прочитал и напечатал: «препроводив в добродетеляхъ жизнь свою, с миром ко Господу отеиде на 63 году». Итак, недосмотр здесь и происшедшая оттуда ошибка в показании как времени рождения, так и лет всей жизни митр. Иoaннa Максимовича, очевидны.
Это – предание, но предание общее всем жителям Тобольска и целой Сибири. Мне случалось слышать его и неоднократно от почтенных, по летам и просвещению, старцев которые сами его слышали и точно в таком виде от своих отцов и дедов, современников, или почти современников митрополита Иоанна.
В архиве Тоб. консистории есть опись имения митрополита Антония Стаховского, одного из ближайших преемников Максимовича. Между книгами его значится «Путник» (рукописная) сочинение Максимовича.