- Православный христианин
Введение
Икона, как образ еще на VII Вселенском Соборе была окончательно утверждена через догмат иконопочитания как средство Спасения. В православном богословии достаточно четко определены вероучительные и литургические функции . Однако на AZBYKA.RU нет тем посвященных иконе как чудотворной святыне.
Дело в том, что икона как вера в Воплощение не ограничивается только своим образом. От самого раннего периода христианства икона была известна как чудотворная святыня, ставшая таковой через нерукотворные, явленные Божией Благодатью вселенские святыни - ахиропита (от греч. a- cheiro-poitos). Только нерукотворные образы признавались равными таким святыням как Честное Древо Креста Господня, Риза Богоматери или мощи великих святых, и чтились выше икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Первой и самой главной такой иконой был образ Спасителя из Эдессы. Он всегда заключен в золотой ковчег, его никому не показывают даже самому императору, в связи с имевшими место грозными знамениями. Воля Божия усматривается также и в последующих копиях, которые сначала чудесно возникают от Эдесского образа как нерукотворные копии, а затем появляются и рукотворные списки, от которых также происходят чудеса. В VI–VIII вв. существовало несколько таких копий. В середине VIII в. было составлено первое описание 9-ти таких нерукотворных икон, который к 843 г. уже был расширен до 14-ти. В первое воскресение Великого Поста на празднование Торжества православия этот свод читался за богослужением как свидетельство победы иконопочитания .
Таким образом, чудотворная икона, являясь частью Священного Предания, требует глубокого изучения как богословском, так и в историческом аспекте. Такое изучение уже происходит. Множество сайтов и тем Азбуки посвящено отдельным чудотворным иконам и чудесам от них происходящим, однако системного изучения и осмысления не происходит. Это приводит к ущербу в почитании святынь. Поэтому мы открыли интернет-конференцию чудотворный-образ.рф и пытаемся восполнить этот пробел в нашем церковном знании.
Для начала определим некоторые известные понятия:
В Русской Православной Церкви чудотворные иконы стали различаться как местно-чтимые и общецерковные. Последние как признанные церковной властью, в результате многочисленных свидетельств верующих, чудотворные иконы включались в общецерковный список, который ежегодно публикуется в церковном календаре. Такое включение уже само по себе стимулировало изучение истории иконы, и поэтому в отношении таких икон степень изученности более высока. Однако прославление большинства таких икон произошло из ряда местно-чтимых, почитание которых сформировалось на местных преданиях. Поэтому этот общецерковный список далеко не отражает всей глубины влияния чудотворных икон на церковную жизнь.
Икона, как образ еще на VII Вселенском Соборе была окончательно утверждена через догмат иконопочитания как средство Спасения. В православном богословии достаточно четко определены вероучительные и литургические функции . Однако на AZBYKA.RU нет тем посвященных иконе как чудотворной святыне.
Дело в том, что икона как вера в Воплощение не ограничивается только своим образом. От самого раннего периода христианства икона была известна как чудотворная святыня, ставшая таковой через нерукотворные, явленные Божией Благодатью вселенские святыни - ахиропита (от греч. a- cheiro-poitos). Только нерукотворные образы признавались равными таким святыням как Честное Древо Креста Господня, Риза Богоматери или мощи великих святых, и чтились выше икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Первой и самой главной такой иконой был образ Спасителя из Эдессы. Он всегда заключен в золотой ковчег, его никому не показывают даже самому императору, в связи с имевшими место грозными знамениями. Воля Божия усматривается также и в последующих копиях, которые сначала чудесно возникают от Эдесского образа как нерукотворные копии, а затем появляются и рукотворные списки, от которых также происходят чудеса. В VI–VIII вв. существовало несколько таких копий. В середине VIII в. было составлено первое описание 9-ти таких нерукотворных икон, который к 843 г. уже был расширен до 14-ти. В первое воскресение Великого Поста на празднование Торжества православия этот свод читался за богослужением как свидетельство победы иконопочитания .
Таким образом, чудотворная икона, являясь частью Священного Предания, требует глубокого изучения как богословском, так и в историческом аспекте. Такое изучение уже происходит. Множество сайтов и тем Азбуки посвящено отдельным чудотворным иконам и чудесам от них происходящим, однако системного изучения и осмысления не происходит. Это приводит к ущербу в почитании святынь. Поэтому мы открыли интернет-конференцию чудотворный-образ.рф и пытаемся восполнить этот пробел в нашем церковном знании.
Для начала определим некоторые известные понятия:
В Русской Православной Церкви чудотворные иконы стали различаться как местно-чтимые и общецерковные. Последние как признанные церковной властью, в результате многочисленных свидетельств верующих, чудотворные иконы включались в общецерковный список, который ежегодно публикуется в церковном календаре. Такое включение уже само по себе стимулировало изучение истории иконы, и поэтому в отношении таких икон степень изученности более высока. Однако прославление большинства таких икон произошло из ряда местно-чтимых, почитание которых сформировалось на местных преданиях. Поэтому этот общецерковный список далеко не отражает всей глубины влияния чудотворных икон на церковную жизнь.